PO 2020 1 Samokat 360Ника МАКСИМОВА,
представитель издательства «Самокат» в Санкт-Петербурге

Интервью журналу «Педагогика онлайн»

— Уважаемая Ника, благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому образовательному журналу «Педагогика онлайн». Читательская аудитория журнала – школьные учителя, преподаватели колледжей и лицеев, воспитатели дошкольных учреждений, другие работники системы образования. «Самокат» – издательство детской и юношеской литературы. Хотелось бы поговорить о современных детских книгах, о приобщении детей к чтению, о развитии детей посредством книги. Скажите, пожалуйста, ставит ли перед собой издательство «Самокат» (помимо коммерческих ориентиров) и образовательные цели? Каковы ключевые задачи издательства «Самокат»?

— Изначально, 15 лет назад, когда создавалось наше издательство, не могло быть и речи о какой-либо серьезной коммерческой цели. Поначалу основатель и главный редактор нашего издательства Ирина Балахонова вместе со своими единомышленниками задумали учредить детский журнал. Им хотелось внести некую свежую ноту в мир детской литературы. Но в те времена вход на журнальный рынок нашей страны был сопряжен с крупными финансовыми тратами, таких денег у зачинателей «Самоката» не было. При этом они хорошо знали рынок детской книги за рубежом, знали, как там организована книжная отрасль, у них зародилась идея создать собственное издательство детской и подростковой литературы. Они отталкивались от читательских предпочтений своих детей, которым в ту пору было лет по 10 – 12. Было очевидно, что их собственным детям не хватает некой новой современной подростковой литературы на русском языке. Первой книгой издательства «Самокат» стала «Собака Пес» Даниэля Пеннака, которую мы до сих пор все эти 15 лет успешно переиздаем в первозданном виде. Первоначально ставилась задача – познакомить российского читателя с хорошей зарубежной детской литературой, книгами, которые на родине их авторов стали уже классикой, их проходят в школе. Надо отметить, что во многих странах современные авторы довольно быстро входят в школьную программу по литературе. У нас этот процесс происходит медленнее. Вторая задача – чтобы каждая зарубежная книга была представлена в добротном литературном переводе. И третья задача, немаловажная для детской литературы, заключается в том, чтобы выпускать книгу на высоком художественном уровне, с хорошими иллюстрациями и оформлением. Издательству «Самокат» важно, чтобы в целом книга несла в себе некую культурную ценность. Ее хотелось бы взять в руки и прочитать. И, конечно, чтобы тексты были по-настоящему интересны ребенку, подростку. Эту концепцию качества выбора материала мы сохраняем по сей день. Зачастую мы делаем абсолютно не коммерческие проекты, то есть мы понимаем, что та или иная наша книга не будет продаваться широко, но нам важно ее создать, как нечто существенное, на наш взгляд, в литературном и образовательном смыслах. Например, мы опубликовали сборник пьес для подростков. Проект, конечно, отнюдь не коммерческий. Но мы знаем, что пьесы нужны, очень давно никто не издавал современных драматургов, пишущих для подростков. Мы чувствуем, что театры (а мы сотрудничаем со многими из них) испытывают острую потребность в талантливых современных драматургических произведениях. Выпущенная нами подборка пьес не будет необходима широкому читателю, но тем не менее читатели таких текстов есть, и им они чрезвычайно нужны. Пусть таких читателей и немного в России, но мы призваны удовлетворить их читательский запрос и, быть может, помочь им в чем-то важном. Мы верим, что такая книжка кому-то очень и очень нужна. Там раскрываются темы, разворачиваются события, которые сейчас происходят с подростками в реальной жизни. В этих пьесах и особый язык, который мы намеренно так или иначе не олитературивали, ибо это было бы нечестно по отношению к современным читателям.

Vorobieva JVВОРОБЬЁВА ЖАННА ВЛАДИМИРОВНА,
Председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга 

Интервью журналу «Педагогика онлайн»

 

— Уважаемая Жанна Владимировна! Благодарим Вас за согласие ответить на вопросы нашего образовательного периодического издания. Расскажите, пожалуйста, читателям «Педагогики онлайн» (а это прежде всего – учителя петербургских школ, колледжей, лицеев, дошкольных учреждений, родители учащихся) о самых значимых достижениях петербургского образования последнего времени. Каковы отличительные черты именно современного петербургского образования? В каких направлениях петербургское образование является безусловным лидером в нашей стране? 

— Когда говорят о петербургской школе и ее достижениях, чаще всего приводят в пример ее самых выдающихся воспитанников – победителей олимпиад, медалистов, ребят, которые получают 100 баллов сразу на нескольких экзаменах. Словом, тех школьников и выпускников, которые добились впечатляющих успехов. Их имена знают в России и за рубежом, о них снимают сюжеты, про них пишут в новостях. Но это сотни, может быть, тысячи детей. А в нашем городе – сотни тысяч воспитанников детских садов, школ, учреждений профессионального образования. Это же касается и наших замечательных школ, и педагогов. У всех на слуху «бренды» петербургской школы – Президентский лицей № 239, Губернаторский лицей № 30, Академическая гимназия № 56. Все знают фамилии Катренко, Рыжов, Демаков. Но хороших и очень хороших школ в нашем городе сотни, а прекрасных педагогов – десятки тысяч. Здесь и раскрывается главная особенность петербургской школы. Да, у нас есть выдающиеся учителя, школы мирового уровня, одаренные дети. Но при этом возможность получить качественное образование и проявить себя есть у каждого ребенка. И самое главное достижение петербургского образования заключается в том, что при значительных масштабах – а это 700 тысяч детей, более 2 тысяч учреждений, десятки тысяч педагогов и почти треть расходов всего городского бюджета – нам удается сохранить высокий уровень качества образования для каждого ребенка. И в этом сегодня нам помогает новая система поддержки детских талантов, которая призвана выявлять способности всех без исключения детей и помогать им выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.

Т. Ю. Шманкевич (Санкт-Петербург) 

Статья из из книги "Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса Санкт-Петербург",
3–5 апреля 2017 г., издательство Норма, УДК 316.334.54 ББК 60.54, С69. стр. 169-183.

 

Краткое вступление. Пояснение к метафоре Статью можно рассматривать как результат 10-летнего изучения феномена российского школьного экстерната. За этот период были взяты десятки неформализованных лейтмотивных (фокусированных) интервью с разными участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, учителями, методистами, представителями школьной администрации), изучены государственные документы, относящиеся к образованию, письма и видеопослания выпускников экстернат-школ, материалы СМИ, школьных сайтов и тематических групп в социальных сетях. Главный акцент статьи делается на «дне сегодняшнем», интрига которого заключается в том, что формально школьного экстерната в российском образовании не существует уже в течение пяти лет. Фактически же все увеличивающиеся ряды экстернов свидетельствуют о сохранении устойчивого социального заказа на образовательную услугу, признанную ненужной российскими реформаторами от образования. В таких условиях школьный экстернат предсказуемо уходит в подполье, как бы ускользая из образовательного пространства города, что крайне затрудняет его изучение. В связи с этим оптимальным исследовательским методом на конкретной стадии видится этнографическое описание случая. В фокусе данного описания – «игры с пространством» конкретной петербургской (бывшей) экстернат-школы. Помимо метафорического содержания, заключающегося в том, что «несуществующий» школьный экстернат выживает в образовательном пространстве города, взрывая его городские границы, значительно расширяя географию образовательных услуг, у этих пространственных игр есть и вполне конкретное содержание, наполненное реальными квадратными метрами, неразрывными, как увидим, от качества обучения. Основным источником для создания этнографической зарисовки стала взятая с 2014 г. по июль 2017 г. серия лейтмотивных неформализованных интервью с Ольгой Дмитриевной Владимирской (Далее по тексту – О. Д.), директором частного образовательного учреждения «Школа Экспресс».

 

Osnovnye itogi GIA 2018В Санкт-Петербурге ЕГЭ проводится в штатном режиме с 2009 года. За это время в регионе сложилась эффективная система подготовки и проведения ГИА. Государственная итоговая аттестация – это сложный технологический процесс, в который формально вовлечено почти 50 тысяч человек – это и те, кто сдавали экзамены, и те, кто обеспечивали проведение ГИА в 2018 году.

Важным нововведением (но только в плане организации ЕГЭ) стало применение технологии печати экзаменационных материалов в аудиториях пунктов проведения экзамена и сканирования экзаменационных материалов в 100% пунктов. То есть впервые все бланки и контрольные измерительные материалы печатались непосредственно в аудиториях, и все готовые работы сканировались в пунктах проведения экзаменов. Все оборудование было подготовлено и настроено, технология прошла обкатку в прошлые годы в ходе поэтапного внедрения. Особое внимание было уделено подготовке технических специалистов для обеспечения применения новой технологии.

Как и в прошлые годы, все экзамены проходили под контролем наблюдателей, которые следили за соблюдением правил как непосредственно в ППЭ, так и с помощью систем видеонаблюдения (всего было аккредитовано 6632 общественных наблюдателя). Во всех пунктах проведения экзаменов были установлены системы онлайн-видеонаблюдения. Кроме того, камеры работали в помещениях предметных и конфликтной комиссий. Это очень важно, потому что, как показала практика, спорные ситуации, которые помогает разрешить видеозапись, порой возникают не только в ходе экзаменов, но и во время работы конфликтных комиссий.

Экстернат – образование будущего 

Я, будучи директором школы «Экспресс», в течение 13 лет занимаюсь детьми, которые выпадают из школьной системы, причем не будучи больными, без психических и физических отклонений. Тем не менее, которые по разным причинам не могут продолжать свое образование в школе. На первом этапе, по моему замыслу, это были старшеклассники. Я организовала экстернат в Санкт-Петербурге (он у меня так и существует), я его лицензировала, аккредитовала. У нас в городе его знают. 702 человека получили полное среднее образование у нас за эти годы. Я не работала с начальной школой никогда, но последние 5 лет к нам стали приходить и маленькие дети. Сейчас школа очень выросла, основной приток - учащиеся основной школы, - 5-9 классы. С начальными классами осторожно начинаем действовать. У нас все абсолютно технологизированно. Есть очень мощная школа дистанционного обучения. Дети учатся в Амстердаме, в Париже, очень много в Чехии - наши спортсмены, которые проходят годичные переподготовки. Мы готовы поделиться тем, что у нас наработано. Это все имеет технологическую структуру.

Что касается сложностей, которые возникали, - трудно было на каждом этапе все пробивать. Но мне кажется, даже в действующем законе об образовании есть такая лазейка: экстернат написан через запятую с другими формами получения образования, то есть он абсолютно легитимен. С этим знаменем я всегда ходила в комитет. У нас есть положение об экстернате, мы имеем право им пользоваться. Также мы имеем свое положение, в котором детализированы какие-то вещи, касающиеся школы-экстерната.

Раньше было положение об образовании детей в семье, оно было замечательным, но его отменили, к сожалению. На него теперь ссылаться нельзя, и это большой козырь в руках чиновников. Если не будет такого детального положения о получении образования детей в семье, будет очень сложно двигаться.

Еще одна сложность, на которую нужно обратить внимание тем, кто будет пытаться и пытается обучать детей дома. Не все семьи, которые хотят учить детей дома, могут это делать. Обязательно нужно, чтобы эти семьи проходили специальную подготовку. Многие родители считают, что они сами были золотыми медалистами, и все будет хорошо, а на самом деле это не так. Я считаю, что для семейного образования специалистов нужно готовить. Не обязательно из учителей. Это могут быть любые специальности, и такая подготовка должна быть поддержана государством.

Оригинал: http://portal-nko.ru/dialog/blog/thread/?id=1786