экстернат, дистанционное обучение, индивидуальный образовательный маршрутВ век активного развития информационных технологий люди все чаще ищут ответы на любые возникающие вопросы в интернете. В онлайн-режиме мы покупаем всевозможные товары, смотрим кино, читаем книги, узнаем что-то новое. Пользоваться интернет-ресурсами, как оперативным справочником по любому вопросу и в любое время, стало привычно практически каждому. Может ли система образования развиваться столь же быстро и стать такой же доступной? Сможет ли ученик получить онлайн-консультацию, ознакомиться с учебным материалом, задать вопросы по сложным для него предметам, не только в специально отведенные часы школьных уроков, но и в любой момент, когда для него это будет важно? С течением времени все большую популярность набирают дистанционные образовательные технологии. Все большее количество родителей выбирает для своего ребенка формат семейного обучения, предполагающий сдачу экзаменов экстерном, или получение школьником знаний по индивидуальному образовательному маршруту. 

Дистанционные технологии в образовании используются школами уже давно и постоянно совершенствуются. Многое в этом процессе уже идет по накатанной, и даже существенные изменения в законодательстве или образовательных стандартах (ФГОС) не слишком сильно влияют на привычный ход работы. Однако для тех учебных заведений, которые практикуют преимущественно дистанционные технологии обучения или используют интернет-школу как отдельное направление своей деятельности, даже незначительные корректировки нормативных актов, как государственных, так и региональных, могут стать отправной точкой для глобальных изменений учебного плана и всей структуры деятельности организации. Например, «Закон об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, для школ с индивидуальным образовательным маршрутом и экстернатов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. 

Сергей Переслегин,
специально для сайта «Школы Экспресс» 

Образование, как известно, является одним из четырех базовых системных социальных процессов, наряду с управлением, познанием и производством. Это означает, что общество – притом любое общество, на любом этапе своего существования и при любых обстоятельствах – обязано поддерживать этот процесс.

Стратегически, задачей образования является воспроизводство циркулирующей в обществе информации. Тактически, на уровне средней школы речь идет, скорее, о процессе окультурирования учащихся и получения ими тех минимальных знаний, которые позволяют нормально существовать в мире взрослых и, в конечном итоге, получить профессию и создать семью.

Современная система образования восходит к высокому Средневековью, а привычные для нас формы она приобрела после Великой Французской Революции. Другими словами, она создавалась в ту эпоху, когда образование служило социальным лифтом, с одной стороны, и кузницей кадров – с другой. В этих условиях школа стремилась к глобальности, и закон о всеобщем образовании – сначала начальном, потом и среднем – справедливо считался одним из важнейших социальных достижений.

К концу ХХ столетия ситуация начала ощутимо меняться. Развитие информационных технологий: сначала телевидения, затем Интернета, - привело к тому, что процесс окультуривания стал происходить помимо школы, аттестаты, как и дипломы, в значительной мере обесценились. В итоге современная десяти-, одиннадцати-, двенадцатилетка стала своеобразным гетто для молодежи – местом, где дети и подростки находятся под постоянным контролем и присмотром.

«Нам говорят, что школа – наша работа. Но за работу, по крайней мере, деньги платят».

Современная школа – очень дорогое удовольствие. Дорогое для государства, поскольку учить надо всех, а это тысячи школ и десятки тысяч учителей, не говоря уже об инфраструктуре. Дорогое для семей, поскольку современная концепция образования подразумевает участие родителей в образовании – и, притом, не только деньгами. «В детстве я считал, что нет ничего хуже, чем делать уроки. Но оказалось, что гораздо хуже делать уроки со своими детьми». Дорогое для детей, которые в школе «пропускают» и отрочество, и юность. Дорогое для общества, поскольку современная школа провоцирует фобии и депрессии, а, кроме того, оттягивает вступление следующего поколения во взрослую жизнь, что приводит к снижению не только всеобщего валового продукта, но и рождаемости.

Экстернат, безусловно, является классическим «тризовским» решением: школы нет, а функции ее выполняются. Он дешев, удобен, соответствует декларируемому современному тренду «свободный выбор ребенка». И, однако, в социальной «рамке» его практически нет.

Как Вы думаете, почему?

Экстернат, как форма обучения в школе, никого не пугает, пока объем проходящих через него учеников составляет около 1% от всех обучаемых.

Но как только эта приобретающая популярность сегодня форма перешагнет условный «пятипроцентный барьер», тут на этого условного «кандидата» посыпятся все шишки.

Это будет первая «критическая точка» в сценировании системы «Экстернат».

Здесь как в бизнесе – до первого миллиона  «зеленых» тебя никто не трогает. А далее пытаются принудительно ассимилировать, включить в холдинг, выкупить, разорить или закрыть. Или даже убить – по-разному бывает.

И дело не в злой воле отдельных людей, тупых чиновников или постоянно повторяющейся «системной ошибке». Дело в той фазе развития цивилизации, в которой мы с Вами живем.

Эта фаза характеризуется многими значимыми параметрами, но для нас ключевыми в прогнозировании судеб «Экстерната» являются две:

1. Самое большое значение в экономической системе любой европейской страны имеют фонды, то есть «очень большие деньги». Все остальное не имеет значения. Оно покупается.

2. На уровень людей, малого и среднего бизнеса спускается требование превращать смысл и результат своей деятельности в продукт и продавать его. И это должен быть привычный продукт, а не новый и, тем более, не иной.

«Экстернат», который предполагает наличие результата при самообразовании и овладение процессом самообразования, сразу входит в противоречие с устоявшимся прочтением дискурса «образование как услуга». Современный шторм образовательных модулей, программ всех видов и форматов всех мастей предполагает простую формулу: «Приходите! Мы вас научим фрагменту знания или практики и за ваши деньги заставим воспроизвести этот фрагмент на экзамене, подходящем этому формату». Такова  и система ЕГЭ: «Мы вас научили фрагментам и заставили показать, что вы научились фрагментам».

Настоящее, не формальное, экстерн-образование предполагает  самонаблюдение и рефлексию ученика. И что самое страшное для любой системы – формирует его волю и даже страсть к  самостоятельному выбору. Это делает экстернат очень опасным для общества, в котором все хотят устойчиво работать в стеклянных клетках офисов по правилам и регламентам. А те, кто не попали в офис, могут демократично восклицать про свои попранные права и пить вокруг этого печальный кофе в дорогом кафе после митинга.

В таком обществе картина мира человеку не нужна, в крайнем случае, нужна специализация в одной-двух областях. Это общество любит бумаги и не любит открытых коммуникаций, в которых рождается целое. Его лояльные члены любят восклицать, изрекать, но не собеседовать о… Они создали образовательный мир письменных экзаменов, а далее письменных распоряжений. А общение – это клише… Послушайте разговоры в транспорте, вступите в переговоры с контрагентами, и вы поймете, что либо люди говорят сами с собой, либо они повторяют друг за другом одно и то же разными словами. Это – не про собеседование и не про общение, и это получилось из-за отсутствия образования и интереса к познанию.

Пока система «Экстернат» дорога для многих родителей и придавлена всеми городскими законами для предпринимателей. Пока она является ростком самодеятельности тех, кто хочет обустройства образования, а не его продажи в розницу по предметам. Экстернат также противостоит формуле «мы как бы учимся, а нас как бы учат, в общем, днем заняты».

Последнее – про современную среднюю школу. Она образования вообще не дает. Школьная система требует от учителя документов, а не научения. В формализме, подсиживании и унылом глупом коллективе даже очень яркие молодые учителя сегодня не выживают. От ученика школа требует сидеть на уроках и слушать. Современный ученик, вооруженный Интернетом, если хочет что-то узнать, обращается не к живому учителю, а в Википедию. Туда же, кстати, идет и учитель. Так зачем он будет лишним промежуточным звеном в этом «познании типа узнавании»?

Разве живой учитель: не видео, не электронный, - нужен для этого?

А учителя злятся. У них отбирают их функцию – что-то передать, уничижают  «уважаемую профессию». А это было в прошлом. Кстати, сельская учительница, обычно, не выходила замуж. Она была учительница! Почти священник.

Сегодня, конфликты между фрустрированными Будущим учителями: дни их в средней школе, похоже,  сочтены, - и учениками, которые не хотят унижения и казармы  непонятно во имя чего, все обостряются.

В экстернате живой учитель – совсем иное дело. Он – тьютор, собеседник, помощник, консультант по вопросам траектории образования и движения по ней. Здесь нет конфликта. Ребенок обращается за глубоким пониманием, или он хочет вообще проскочить эту знаниевую поляну, и тогда учитель дает ему возможность взять с нее минимум, чтобы только иметь образ этого объекта. Это ценное общение о главном, о том, что важно, что к чему близко подходит, каковы инструменты познания, как вписаться в мир с этими инструментами, где граница между «хочу» и «могу»? И когда и если в нашей стране или в нашей галактике, наконец, случится когнитивный переход, то, конечно, все школы будут сочетать в себе формат самообразования и общения с живым учителем. Последнее будет дорогого стоить. Но и учителей, к кому хотелось бы обратиться, будет не очень много, и видео средства помогут нам сделать общение близким даже на больших расстояниях. Таков естественный тренд.

Второй очевидный тренд – электронные учебники и программы, которые все лучше и все разнообразнее. Почему так? Потому что их создают и пишут люди, которые сами образованы в советской школе и помнят свой кайф от обучения.

Третий не очевидный тренд – стремление родителей заниматься детьми, а не сдать их в школу вместе со своей ответственностью за них (тем более, что это все равно не удается). Данный тренд проявляется, в частности, в обучении детей и родителей вместе. Сегодня речь идет о совместной лепке горшков, но вполне себе можно представить  освоение папой и сыном квантовых процессов в рамках ролевой игры в «Алису в стране чудес», в том же супермаркете, например, или же на выезде школы вместе с родителями в лес.

Экстернаты, которые возьмут на себя жуткую организационную суету по созданию балов и ассамблей детей с родителями и выпускных вечеров, имеющих содержание, будут первыми ласточками новых сообществ.

Число экстернатов будет постоянно и медленно расти.  При этом будет падать качество, потому что борьбу за кадры выиграют те, у кого хорошо работается, а не те, у которых дорого и качественно учиться.

Рост числа профанирующих на какое-то время спасет систему «Экстернат» от разборок с государством, потому что чиновник поймет: не страшно, они, так же как и я, хотят заработать.

Но при лавинообразном уходе детей из школы  на аутсорсинг: сдать экзамены раз в год, а учиться самому,- чиновники заподозрят неладное, и сразу введут систему обязательного посещения условной «гражданской обороны», «закона божьего», «холокоста и толерантности» или какого-то еще формализма. То есть, в класс по месту жительства не ходил – аттестат получить не можешь. Это, конечно, законодательству противоречит, но ведь всегда можно принять поправку…

Идеальной, конечно, была бы система переобучения школ по модели экстернатов. Ведь многие программы для обучения он-лайн, проверочных работ уже есть, и Интернет-учителя тоже появляются. Дистант сделан для того, чтобы ученик сначала приложил усилия, выполнил задания, а лишь потом бежал: объясните, я не понял.

Большая проблема сегодня и во взрослых аудиториях: я не понимаю вашего языка! Таким образом, собственная неразвитость вешается на лектора. А ведь наше непонимание – это наша личная трагедия, а вовсе не беда того, кто мыслит сложно. Дети тоже приучены не мыслить, а потреблять. Если некоторые элементы, наработанные в экстернате, будут введены в школу, может произойти медленный, но переход к обустройству знаний в школе. Пока они оттуда выброшены. Остались фрагменты без смыслов.

Развитие дистанта (образовательного аутсорсинга, out-education) представляет собой маловероятный сценарий, потому что консервативные руководители образовательных учреждений заставят на каждую электронную задачку, решенную учеником дома и самостоятельно, поставить рейтинговую мульку и отчитаться. И учителя, усталые и необеспеченные, будут учить по старинке, то есть возможности самостоятельного действования у ученика не будет.

Еще не скоро сменится имидж Учителя: он перестанет быть злобным карликом, которого недоумевающий родительский бизнес все пытается дотянуть до образа «моей прекрасной няни!»

Вокруг образования и создания картин мира, а не «облаков в штанах» ломается много копий и здесь, и на Западе. Вот, например, Массачусетский Университет и Гарвард всерьез рассматривает создание бесплатных электронных курсов для студентов всего мира,  и успешное прохождение этих курсов даст диплом международного образца, и лучшим студентам, конечно, будут предоставлены преференции. Между прочим, программа ориентирована на обучение миллиарда человек.

Тренд на отмену дипломов и фиксацию компетенции по деятельности потихоньку разворачивается. Здесь сильна позиция экстернатов, потому что на собеседовании, так или иначе, будет звучать: я закончил экстернат «Экспресс» Санкт-Петербурга, и это будет означать, что я умею учиться, умею выбирать, умею надеяться на себя. Такие станут лучшими работниками, чем те, которые напичканы «якобы знаниями» и привыкли, что им дают, а они берут.

Позицию капитализма: Сделайте нам красиво! – в образовании надо отменять.

Нужно содружество ученика, учителя и школы, как организующей их взаимодействие системы, и только такая система может обеспечить построение картины или картин мира, выбор инструментов дальнейшего познания, получения навыков деятельности и коммуникации. Это должна быть живая, гибкая система, где не от документов, а от того, как прошла сессия с учителем, зависит Будущее.

В европейских странах экстернаты платят нулевую аренду, потому что занимаются делом государственной важности – учат и доучивают тех, кто не может учиться в обычной школе, и дают шансы тем возможным гениям, которые вообще плохо приспособлены к строевой подготовке в обучении: «Все пишем! Все вышли! Все побежали!» Плохие потенциальные солдаты могут вырасти в хороших мыслителей, способных преобразовать «сегодня» в «завтра».

Существуют мифы об экстернате. Они будут в ближайшее время преодолены, как мифы о вреде излучения мобильных телефонов, например. То есть, этот миф, конечно, есть, но он не работает: все пользуются мобильниками.

  • Миф первый: тот, кто отдает своих детей в экстернат, превращает ребенка в бездельника, строит ему оазис от жизни, это плохо кончится.
  • Миф второй: те, кто создают экстернаты, хотят заработать на несчастных детях, которые не могут учиться в школах, государство должно таких обучать бесплатно…
  • Миф третий: в школах происходит социализация, а в экстернате – нет.

Родители, отдающие ребенка в экстернат, как правило, говорят о том, что хотят предоставить ему направление, выбор, стратегию получения профессии и не хотят фрагментов, которые дает школа. Они дают ему свободу и ответственность и волнуются – справится ли? В школе – под палкой, здесь учишься по собственной воле. Это испытание, а не баловство. Такова Реальность, противостоящая первому мифу.

Второй миф – это миф торжествующего «на последнем берегу» настоящего над будущем. Экстернаты создают те взрослые, которые поняли, что образование нового типа надо строить рядом, а не внутри старых мехов образовательного маховика.

Третий миф – это дань советской школе. В ней действительно проходила социализация, и создавались домены, члены которых шли по жизни вместе десятилетиями. А сегодня дети в школах не образуют компаний, групп, а, обычно, сидят за партами и переписываются по мобильникам с детьми из других школ. Здесь нет, не только социализации, то есть совместных деятельностей, но даже и коммуникации. В Экстернате нет задачи социализации, это правда. Но задача коммуникации «взрослый-ребенок» по поводу знания и интереса к нему, важности и сложности  есть. Небольшие групповые занятия, консультации, конечно, не заменяют класса, но зато здесь все выбрали свои пути, и за них по-своему отвечают, и у учеников создается представление о ценности разнообразия. А следующий мир, кстати, будет миром разнообразных сообществ, с отличающимися моделями жизни, мысли и деятельности.

Итак, сценарии:

Базовый сценарий– это тот сценарий, который нравится автору и создателям Экстерната, как формата

Экстернат, как экспериментальная площадка нового образования потихоньку внедряет свои прогрессивные формы обучения, реформируя школу в направлениях:

  • системы электронных заданий;
  • системы открытых лекций и консультаций;
  • ликвидации не нужного документопотока отчетности;
  • ориентирования Учителей на работу в команде;
  • дружественности к ученику, совместного поиска с ним интересных образовательных траекторий;
  • адресности ответственности ученика за несделанную работу и возможности спокойного выполнения повторного курса без нравоучений и припоминаний, по-взрослому;
  • построения совместно с учеником картин мира, а не заучивание чужих карт и схем.

В этом сценарии основным риском является время. Этот пошаговый сценарий обеспечивает очень небольшой прирост экстернат-обучающихся в год и очень малые изменения в школах, которые могут быть нивелированы прогрессирующим мракобесием, ленью  и страхом плохих учителей.

Инерционный сценарий – это базовый сценарий, но без влияния на школу: все идет, как идет, некоторые родители, вдруг, в 9-м классе вздыхают свободно, понимая, что в экстернате их ребенок начал учиться сам. Это уже есть, но при этом абсолютное большинство детей учатся в обычных школах.

Прорывной сценарий – это сценарий слома регламентов системы школьного образования и погружения в хаос на пять лет с целью выстроить школьное образование адекватно потребностям современного мира. Здесь экстернаты вполне могут стать методологической базой для преобразования образовательного процесса.

Это – маловероятный сценарий, но риски его возникновения, его «Тень», ложится на чиновников, и они вовсю препятствуют любому изменению в школах, все больше погружая школу в пучину бессмысленного отчета о том, чего не было. Основой этого процесса является страх, учителей, администраторов, страх того, что в новой системе они не будут востребованы со своими бумажечками, стандартиками и регламентиками, экзаменами и рейтингами, отчетами и наслаждением собственной маленькой властью.

Альтернативный сценарий – это превращение школ-экстернатов в систему публичных каворкингов, ассамблей-центров, в которых практикуются совместные дела школьников, родителей, других взрослых. Здесь есть переговоры, открытые лекции, совместные работы, включая архитектурные проекты, здесь сидит экстернат со своими консультациями, есть бассейн, в котором плавающий театр разыгрывает драмы современной физики на воде, есть телестудия, снимающая учебный и другой материал, здесь сидит «фабрика мысли», и ее участники пьют кофе в холле вместе со школьниками, которые идут с консультации по химии. Здесь есть жизнь, динамичная и трогательная в своей целостности. Здесь нет супермаркета. Здесь обучение – не услуга. Здесь многое происходит в поле. И как принято в экстернате, каждый несет ответственность за то, что он сам выбрал траекторию дня учебного и рабочего, отдыхательного или общительного.

Электронное обучение школьников: вызовы времени 
 
Основные цели инновационного, социально-ориентированного развития России направлены на повышение качества жизни через повышение качества образования. Подтверждение этому мы можем видеть в ряде стратегических документов правительства РФ:
 
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
2. Законе «Об образовании Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 г.
3. ФГОС II поколения.
 
Таким образом, необходимость формирования новых моделей и механизмов модернизации образования – это реальный вызов времени.
 
На наш взгляд, одним из вариантов ответа на этот вызов может стать электронная школа. Выделим ее основные черты:
 
1) повышение доступности и качества образования. Получение образования с помощью высокоскоростного интернета повышает возможность получить образование каждому ребенку независимо от места его проживания в любой школе России, а также обеспечить доступность качественного образования детям из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов;
 
2) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды учащегося. Для сегодняшнего школьника, живущего в окружении компьютерных гаджетов, использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий является неоспоримым помощником для глубокого познания и активного учения; 
 
3) изменение технологий работы учителя. Для организации современного образовательного пространства учащемуся требуется помимо традиционного взаимодействия с учителем интерактивное взаимодействие. Особенно это актуально для учащихся, которые получают образование, не посещая ежедневно школу, обучаясь на дому или дистанционно.
 
Однако практика заставляет признать, что с последним сегодня существует ряд проблем, которые не позволяют электронному обучению школьников стать действительно эффективным, релевантным требованиям современного общества. К сожалению, сегодня приходится отмечать:
 
1. низкую техническую подготовку учителя (высокий уровень компьютерной грамотности, умение ориентироваться в информационном потоке Интернета, владение компьютерными технологиями – не стали для большинства привычным делом);
 
2. неумение формировать качественное содержание курсов электронного обучения (создание уникального, интересного учебного контента по освоению ФГОС, создание вариативного контента в условиях индивидуальной среды обучения – не является сегодня распространенным явлением);
 
3. и, наконец, отсутствие желания у части учителей перестроить собственное профессиональное сознание, что приводит к противоречиям: 
  • между ментальностью педагога индустриального общества и ментальностью общества – Сетевого столетия;
  • умением обучать и умением научить учиться;
  • умением вести урок в традиционной форме и умением вести визуальный урок.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что в эпоху электронной школы УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТАТЬ ИНЫМ, так как УЧЕНИК УЖЕ СТАЛ ИНЫМ. 
 
Давайте посмотрим, как выглядит портрет современного школьника. Он подходит под описание Марка Пренски, американского специалиста в области образования, который в 2001 году предложил термин – «цифровые аборигены». «Цифровой абориген»  учится работать с любым гаджетом раньше, чем ходить, значительно свободнее и увереннее чувствует себя в информационном поле, чем его родители, обучает новым технологиям родителей и учителей. Эти дети (доказанный научный факт!) имеют другую физиологию мозга, способны осваивать огромные объемы информации, без какого-либо критического анализа, пишут с ошибками, не чтят никакие авторитеты и т.д.
 
Согласитесь, что работа с такими учащимися требует иных подходов к выстраиванию педагогического процесса. На наш взгляд, от учителя современной электронной школы требуется:
 
1. другой уровень профессиональных компетенций. От него уже не ждут прямой, монологической речи, его задача как педагога придумать – как ребенок будет учиться самостоятельно, чтобы ученик хотел и мог искать учебную информацию и применять ее в практической деятельности;
 
2. умение организовать эффективную коммуникацию с учеником. Условия коммуникации через электронную среду обучения задает более жесткий режим общения. Общение организуется с помощью текстов, фотографий, видео или голоса. Это максимальная точность используемых слов. Все слова и формулировки учебных материалов и обратной связи, идущей от преподавателя должны быть понятными, однозначными, чтобы обучающиеся правильно воспринимали передаваемую ему информацию. (ТЫ, а не ВЫ! Вы, а не ТЫ!);
 
3. соблюдение определенных правил поведения в дистанционной среде обучения: учимся вместе, ответ на обращение – в тот же день, не учим, а сотрудничаем.
 
Я представляю одну из российских школ, которая, на мой взгляд, имеет успешный опыт работы с поколением «цифровых аборигенов»1. Это НОУ СОШ «Экспресс» Санкт-Петербурга. У нас учатся дети, которые не вписываются в рамки классно-урочной системы. Это спортсмены, профессиональные музыканты, учащиеся, занимающиеся бизнесом, работающие, а также с ослабленным здоровьем, одаренные дети и др. Дети, которые по тем или иным причинам не проживают в Санкт-Петербурге, но желают учиться в нашем городе. Поэтому вопрос создания альтернативной среды обучения для такой категории детей стоял перед нами с момента основания школы. 
 
Начинали мы (1996 год) с создания индивидуальной маршрутной книжки экстерна. Сегодня – это электронное обучение школьника на образовательной платформе MOODLE.
В настоящее время НОУ СОШ «Экспресс» – «школа дистанционного обучения». Организация виртуального кабинета на электронном облаке предоставляет учителю возможность к доступу учебного контента в любой точке мира, где есть Сеть Интернет.
 
Для решения управленческих задач ip-специалистами нашей школы создан АСУД – своеобразная виртуальная учительская, которая также предоставляет возможность администрации и педагогическому коллективу решать организационно-педагогические вопросы удаленно. 
 
Рабочее место координатора школы дистанционного обучения – андроид/планшет, где есть возможность всегда поддерживать постоянный контакт с обучающимися как по телефону, так и по тому же Skype.
 
Быстрое развитие технологий делает человека свободным. Становится очевидным, что ученикам, чтобы учиться, необязательно ходить в школу. А как же быть с учителем? Конечно, чтобы говорить о полноценной электронной школе, у учителя тоже должна быть достойная «экипировка»: техническая, предметная, ментальная. В нашей школе работают уникальные педагоги, про которых говорят «питерская интеллигенция». Учитель математики может не только подготовить детей к сдаче ЕГЭ, но и почитать наизусть стихи золотого и серебряного века, порассуждать с ребятами на тему «быть или не быть, а если быть, то как?». Наши учителя знают, что в начале было Слово..., что существует четкое разделение этических категорий (добро-зло), что важна иерархия значимых для человека ценностей, знаний, статусов, социальных ролей и в обществе, и в семье и пр. 
 
Но они также отлично понимают: чтобы успешно учить «цифровых аборигенов» нужно измениться, стать иным. Быть может – «цифровым кочевником»2, для которого идеальное место работы выглядит, как офис мечты компании Google? 
 
Таким образом, рассматривая проблемы стоящие перед современной школой, мы можем с уверенностью сказать, что электронное обучение – не решит всех проблем связанных с повышением качества образования сегодняшнего школьника, но часть ему вполне под силу. 
 
Лузанова Нина Николаевна, 
заместитель директора по УВР НОУ СОШ «Экспресс» Санкт-Петербурга
 
---------
1 Цифровые аборигены и наличие трех обязательных условий
(статья из "Доклада о положении детей в мире - 2011", ЮНИСЕФ) http://madan.org.il/node/1357
 
 

Л.А. Мартынова, координатор Школы дистанционного обучения, психолог Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга


      Лариса Александровна Мартынова, автор статьи «Использование Школы дистанционного обучения в работе с одаренными детьми», рассматривает возможности использования элементов дистанционного обучения в процессе работы по обучению одаренных детей в экстернате. Особенность данной работы заключается в том, что Школа дистанционного обучения в Негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Экспресс» Санкт-Петербурга является уникальным компонентом системы получения полного среднего образования экстерном. Автор статьи предполагает, что данные материалы заинтересуют, прежде всего, учащихся, получающих образование экстерном, а также учащихся различных общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и пр., имеющих особые способности в различных областях знаний и желающих их развить, углубить и ускорить процесс обучения. Данная статья будет интересна и родителям учащихся, и учителям как отправная точка использования инструментария школы дистанционного обучения для успешного продвижения одаренных детей в образовательном процессе.
 
   Один из основных аспектов в жизни человека, а может быть, и самый главный - это образование. Образование и качественные знания - это не всегда одно и то же. Многое  в процессе получения образования определяет форма его получения.
Одной из эффективных форм обучения образования, по данным исследования НИУ Высшей школы экономики, является экстернат. До недавнего времени такая форма была наименее  известна и распространена, но в настоящее время она приобретает все большую популярность. Востребованность в экстернатах возрастает пропорционально изменению современной системы образования.
Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга (НОУ СОШ «Экспресс») – это школа-экстернат. Школа успешно  работает уже на протяжении 15 лет.
Одним из основных аспектов такой формы получения образования является индивидуальный образовательный маршрут, который составляется совместно с одаренным учеником. В связи с тем, что ежедневное посещение школы в течение шести-семи часов в день не требуется, ученик может уделить большее внимание тем предметам, которые для него наиболее интересны и актуальны, и тем самым остается время на развитие своих способностей.
Нестандартные, одаренные дети, дети, обладающие особыми способностями - все они должны получить поддержку и возможность развиваться в индивидуальном темпе. В европейских школах их называют детьми с особыми запросами, им создают особые условия обучения в школах. В нашей стране вопрос организации работы с одаренными детьми также актуален. В программе приоритетных направлений развития экономики работа с одаренными детьми является приоритетным направлением образовательной политики Российской Федерации.
Экстернат  - это одна из форм решения подобной проблемы в российской школе. Изначально в школу поступают дети, ориентированные на самообразование. И как показывают исследования российских ученых,самостоятельно освоить школьную программу способен не каждый ребенок. Нередко в экстернат обращаются одаренные дети, дети с особыми образовательными запросами. Такие учащиеся осваивают программу трех классов за два учебных года; в возрасте 12 лет получают основное среднее образование (оканчивают 9 класс); самостоятельно планируют свое время и глубину погружения в предмет в зависимости от потребностей в том или ином знании.
 Помимо самостоятельного освоения  школьной программы, все одаренные дети НОУ СОШ «Экспресс» параллельно занимаются разными видами деятельности (танцами, живописью, музыкой, спортом, иностранными языками и т.д.). В их портфолио следующие  достижения: сертификаты, подтверждающие владение иностранными языками, участие в различных музыкальных конкурсах, спортивных соревнованиях и пр.
Обучение одаренных детей предполагает наличие особых условий.Одним из таких условий в НОУ СОШ «Экспресс» является школа дистанционного обучения (ШДО). Основной целью создания школы дистанционного обучения как компонента системы подготовки одаренных детей в НОУ СОШ «Экспресс» является наличие возможности получить полноценное образование.  Наличие ШДО особенно актуально для одаренных детей, проживающих в других странах  и городах.
 ШДО была создана четыре года назад на базе  платформы LMS Moodle. В настоящее время ШДО является неотъемлемой частью системы подготовки одаренных детей. На базе ШДО для более эффективной реализации образовательных потребностей одаренных детей используются информационно-коммуникативные технологии: электронная почта и Skype, Google сервисы, CMS (система управления контентом Joomla), электронное расписание и многое другое.
В настоящее время вводятся персональные сайты учеников, используется современное оборудование (электронный микроскоп, интерактивный планшет,  веб- и видеокамеры, микрофоны, мультимедиа проектор для видео консультаций и видео лекций и т.д.). Каждый может выбрать для себя наиболее удобные средства связи: телефон, аудио и видео конференции, электронную почту, чат, форум, социальные сети, web-messenger на сайте.  
На данный момент в НОУ СОШ «Экспресс» 10% экстернов, которые постоянно проживают в другом городе или стране и обучаются только в дистанционном режиме. Неоспоримым достоинством ШДО в работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями является круглосуточный режим работы школы, что снимает вопрос с организацией процесса подготовки для учащихся, которые постоянно проживают не только в других городах (Когалым, Сургут, Нижний Новгород, Пермь, Москва и т.д.) и странах (США, Канада, Германия, Индия, Чехия, Литва, Эстония, Франция, Таиланд и т.д.) из-за разницы во времени по часовым поясам.
ШДО построена в соответствии с современными требованиями системы образования. Банк учебно-методических материалов разработан учителями высшей квалификационной категории, имеющими большой опыт педагогической работы и являющимися экспертами в области ЕГЭ.
Каждый из обязательных учебных предметов, находящихся в списке утвержденного образовательного стандарта, разработан таким образом, что любой экстерн может выбрать для себя глубину освоения предмета в зависимости от потребности (например, выполнить практические, лабораторные работы и тесты в форме on-line, написать и защитить доклад, реферат и т.п.).
Работая в этой системе, учащийся накапливает сумму знаний и отрабатывает определенные умения, обрабатывая теоретический материал путем выполнения практических и лабораторных работ, составлением отзывов и рецензий, решением тестов в форме on-line, тем самым вырабатывая и оттачивая навыки, которые так необходимы в настоящее время для прохождения государственной итоговой аттестации в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Несмотря на то, что весь процесс обучения проходит удаленно, все участники, имеющие доступ в ШДО, находятся в контакте друг с другом. Ученик имеет постоянную коммуникативную связь как с каждым учителем и координатором школы, так и с другими учащимися. При этом формируются навыки коммуникативного общения, что играет немаловажную роль в личностном развитии человека.
Форма получения образования в формате экстернат сама по себе позволяет ускорить процесс обучения, и ШДО совершенствует этот процесс, что важно для одаренных учащихся, которые осваивают программу трех классов за два учебных года: они могут постоянно двигаться вперед.
По окончании 9 и 11 классов необходимо очное присутствие экзаменуемого на государственной итоговой аттестации. Система дистанционного обучения позволяет успешно подготовиться к государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА, ЕГЭ). Задания в ШДО выстроены по тому же принципу, что и задания Единого государственного экзамена, т.е. в формате тестов (выбор ответа, написание рецензии, эссе, мини-сочинения…).
Примером успешной сдачи ЕГЭ в НОУ СОШ «Экспресс» (школа находится в Санкт-Петербурге) являются экстерны, которые проходили подготовку дистанционно, проживая во Франции, США, Сибири.
Развитие дистанционного обучения перспективно. Помимо необходимого минимума школьной программы, есть возможность развивать дополнительное образование. В НОУ СОШ «Экспресс» разработаны элективные курсы, помогающие одаренным детям развивать свои интеллектуальные и творческие способности. Тематика курсов разнообразна. Это курсы по профессиональному самоопределению, созданию личного портфолио ученика, самоменеджменту, проектированию и т.д.
В НОУ СОШ «Экспресс» качество образования оценивается не только по результатам ЕГЭ. Мониторинг по качеству образования педагогического коллектива и учащихся школы показывает, что главное -это помощь выпускникам найти свое место в обществе, раскрыть свою индивидуальность и научить творчески подходить к решению многих жизненных проблем.
На вопрос «Вам нравится учиться в нашей школе?»учащиеся отвечают:
Марина:«Когда училась в другой школе и это было «обязаловкой», то не хотелось, а сейчас удовольствие получаю. Как такое полезное хобби, которым мне очень интересно заниматься».
Александр:«Экстернат» – это не что иное, как times contens menegment. Качество жизни – это ведь, в том числе, умение планировать и распределять свое время, которого так не хватает современному городскому жителю».
Елена:«Экономия времени рождает ответственность. Если ты освободил первую часть своего дня, чтобы заняться любимым делом (кто-то профессионально занимается модельным бизнесом, кто-то пропадает на съемках молодежных телепередач, ходит на тренировки, в музеи), то стоит понять, что трудиться придется во второй половине дня. Все это формирует навыки самоконтроля».
Качественным результатом труда педагогического коллектива в работе с одаренными детьми являются их ответы на вопрос: «Что из своих достижений вы считаете главным?».
Алексей, выпускник школы 2008 года: «Стремление к самосовершенствованию. У многих людей его нет. У меня оно появилось после долгих трудов. Это радует».
Татьяна, выпускница школы 2007 года:«Умение разобраться в себе, познать самого себя. Но это пришло постепенно».
Алексей, выпускник школы 2009 года:«Все, полученное в школе, как будто откладывается в копилку… Мне, например, очень помогает в жизни, что я не боюсь публичных выступлений и могу свободно отстаивать свое мнение».
Анна, выпускница 2010 года:«Сложно строить планы в современном мире. Хочется гармонии с самой собой. Хочется твердо стоять на земле и тянуться головой к небу».
Настоящий период развития методов дистанционного обучения в НОУ СОШ «Экспресс» с одаренными детьми можно назвать периодом накопления опыта. Коллектив педагогов, создавая дистанционные курсы по общеобразовательным предметам, внедряет технологии работы с электронными образовательными ресурсами, наиболее эффективные формы коммуникации дистанционного обучения. Основополагающей идеей работы НОУ СОШ «Экспресс» является идея приобщения одаренных детей к самообразовательной деятельности. Нам видится, что дистанционная подготовка одаренных учащихся при использовании соответствующего опыта работы будет эффективно развивать нашу идею.

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы