Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Что делать, чтобы помочь ребенку

 

учиться самостоятельно.

 

 

Ваш ребенок начал учиться дома. Ситуация для нашей жизни не вполне стандартная. Вас, по всей видимости, еще одолевают некоторые сомнения в правильности выбранного шага. Развеет сомнения только время, оно расставит все по своим местам и даст возможность подумать над следующими шагами, а пока, если вы хотите помочь ребенку:

  • Займитесь развитием общего кругозора. Лучшими способом расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение.
  • Формируйте навык осмысленного чтения. Навык осмысленного чтения – это умение прочитать, рассказать, составить план прочитанного, составить конспект, написать отзыв, сочинение. Работа с текстом продолжается все время обучения, задания даются с постоянным усложнением. Как правильно организовать работу, вам подскажет учитель.
  • Не забывайте о развитии моторики. Занятия на развитие ловкости кистей и пальцев – это мелкая моторика. Ее развитие необходимо как для совершенствования навыка письма, так и для развития речи (оба эти центра связаны в структуре мозга). Полезно рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость; Элементы моторики – выполнение любой работы по дому: мытье посуды, уход за цветами, уборка, приготовление пищи. Полезно шить, вязать, плести, пользоваться простыми инструментами: молотком, отверткой, и т.д. В наше время, подобные занятия могут представляться излишними, но для развития ребенка они очень полезны.
  • Тренируйте память. Заучивание стихов, басен, песен может стать элементом обучения, в которое включатся все члены семьи.
  • Тренируйте умение анализировать, классифицировать. Просите ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь «собрать» из разрозненных фактов целое, представить события или предметы по какому-либо признаку.
  • Все, что ребенок должен знать по школьной программе, определяется образовательным стандартом среднего образования. Все требования к этим стандартам вам дадут в школе, но кроме этого надо обращать внимание на то:
  • Как формируются коммуникативные и социальные навыки. Это то, как ребенок умеет общаться, понимает и, главное, применяет в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе. Насколько просто ребенок может вступать в контакты со взрослыми и сверстниками. Не тешьте себя объяснением, что ребенок стесняется. Он просто не умеет себя вести в какой-то ситуации – учите его этому. Учите его отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости.
  • Как формируется отношение ребенка к учебному труду. Осознавать смысл процесса обучения, занимаясь в школе, в определенной мере проще. Дома ребенок учится один и надо создавать такие условия, такую образовательную среду, в которой получение знаний становится естественным и необходимым процессом. Для этого важно разъяснять, что дает получение знаний. Учить подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость. Желание учиться придет только тогда, когда ребенок научится целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия.
  • Как формируется отношение ребенка к самому себе. Ребенок должен быть по возрасту готов к учебе, и учеба должна быть ему по силам. Следует понимать, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психологической зрелости. Непосильные задания неминуемо снизят самооценку, а слишком маленькая нагрузка даст возможность не работать в полную силу. Старайтесь объяснять, что не все одинаково удается в учебе. Надо больше работать с тем, что дается труднее. Неудачи случаются в любой деятельности, к ним надо быть готовым. Неудача – не повод считать себя «глупее других». Обращайте внимание ребенка на то, что дается легче, что получается хуже, старайтесь объяснить почему. Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела. Не перегружайте ребенка. Он должен выработать свой собственный ритм учения. Не забывайте о том, что ребенку необходимо много движения, в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают, помимо здоровья, общения, также и дисциплинарные навыки. Необходим свежий воздух, режим питания.
  • Как формируется активная позиция ребенка. Если первое время ребенок занимает в процессе учебы пассивную позицию, не отчаивайтесь, проявите терпение. Ситуация изменится, когда у него начнет получаться самостоятельная работа. Надо только найти тот вид учебной деятельности, который наиболее интересен ребенку. Возможно, область интересов ребенка будет лежать не в сфере школьных предметов. Что же – такое тоже бывает. Тогда нужно понимать, что без среднего образования никто не остается и его надо преодолеть, и делать это надо самому! Поэтому, на первом этапе особенно, советуйтесь с учителями, находите такие подходы, которые начнут помогать. Удачи!

 


Добавить комментарий