Н. ГЕДА,

мама Лизы и Вани, которые учатся дома

 

Советы родителям

Итак, переходим к обширной теме организации систематического обучение ребенка в условиях семьи.

Перед началом обучения родителям нужно сделать два обязательных шага: формально прикрепиться к той или иной школе и дать понять ребенку, что в его жизни происходит серьезная перемена.

Первое нужно сделать для самоуспокоения родителей, потому что иначе они будут чувствовать себя не в своей тарелке. Поэтому, по хорошему. Нужно прикрепиться либо к какой-нибудь из общеобразовательных школ, либо (если есть материальные возможности и желания) к экстернату. Для сторонников «пребывания детей в коллективе сверстников» есть еще варианты полу-экстерната – образовательных учреждений, где ребенок, помимо аттестаций и консультаций, еще получает какое-то количество групповых занятий урочного типа по выбору. Прикрепившись к школе и договорившись о времени и условиях аттестации за 1-й класс, родители-домашники обычно начинают чувствовать себя более уверенно. Я, во всяком случае, только тогда и обрела какую-то твердую почву под ногами, потому что трусила ужасно. На самом деле, никакой реальной потребности в этом нет: если нервы у родителей достаточно крепкие, они могут вообще игнорировать любой официоз вплоть до окончания курса начальной школы, и явиться в школу самым наглым образом только к началу 5-го класса, чтоб сразу же аттестоваться за все 4 года сразу. Насколько я понимаю, это совершенно законно и никакая школа не вправе отказать родителям в такой аттестации.

 

Второе необходимо для ребенка, потому что в его конкретном, предметном мире очень важно получить ощущение перехода какого-то рубежа, за которым открывается новый горизонт. В домашних условиях этого не так просто добиться. Когда ребенок идет в школу. Все понятно – хлопоты, приготовления, медкомиссия, первый звонок, первый урок – целая сложная инициация, призванная ввести неофита в новую вселенную, в мир знаний. Мне самой эти школьные ритуалы очень близки и милы, я считаю их доброкачественными – другое дело, что в современной школе за ними ничего не скрывается, так как никакой вселенной знаний дети так и не открывают для себя, в массе своей.

Так вот, задачу организации такого «посвятительного» ритуала в домашних условиях родителям придется взять на себя. Этот ритуал должен обязательно включать в себя такие моменты, как:

- новая организация жизненного пространства ребенка: если у него есть своя комната – это может быть даже смена обстановки с более детской на более строгую; если своей комнаты нет, можно ограничиться покупкой рабочего стола, сортировкой игрушек и расставание с большей их частью (можно сдать их торжественно в какой-нибудь детский дом или отдать младшим родственникам, знакомым);

- обстоятельная и продуманная покупка школьной канцелярии и книг (лучше делать совместно с ребенком, чтобы он тоже мог что-нибудь выбрать, но не следует слишком вестись у него на поводу). Что хорошо в обучении на дому – это можно сделать уже после того, как школьные базары отшумят и цены на школьные принадлежности опять снизятся до разумных пределов;

- обстоятельная беседа с ребенком на тему его нового статуса: что, почему и как будет с ним дальше происходить. С ребенком нужно обсудить его новый распорядок дня, составить его и красиво оформив, повесить в рамочку на видном месте. Это делают родители, постоянно комментируя свои действия ребенку. Для маленького ребенка составление плана его будущей жизни – что-то типа полу-магического ритуала, особенно если он еще толком не умеет читать и писать и в показаниях часов разбирается неуверенно. Поэтому, конечно, ваш распорядок дня должен быть сопровожден картинками – чтоб наглядно показать, что именно и когда он должен делать;

- демонстрация ребенку заранее подготовленного журнала с ориентировочным планированием, просмотр учебников и прописей. Журнал заводится родителями для того, чтобы понимать, в какие сроки примерно какие объемы материала должны проходиться. Ребенку нужно показать на примерах, в чем именно будет состоять урок, каков его объем, структура, цель; сколько и каких заданий ему предстоит выполнить для того, чтобы эту цель достигнуть.

NB! Важно понимать, что ваш первый журнал с примерным планированием – это, скорее всего, не более чем учебно-дидактический материал. Временные рамки для планов домашнего обучения носят весьма условный характер и зависят они от того, как «пойдет» тот или иной предмет. В общем, нужно понимать, что ваш план – «резиновый» - его отдельные части могут сжиматься или, наоборот, растягиваться – в зависимости от того, как пойдет процесс обучения.

- проведение первых уроков. Как правило, ребенку, возбужденному покупками, составлением расписания и беседами с родителями, самому не терпится поскорее попробовать все свои замечательные письменные принадлежности в деле, на какой-нибудь прописи. Нужно следовать за его желанием. Однако тогда, когда его первый интерес иссякнет и ребенок выскажет желание заняться чем-то другим, нужно спокойно, но твердо сказать ему, что теперь он уже взрослый и не может заниматься только тогда, когда ему интересно. Что настало время труда и терпения. После чего нужно задать ребенку первое задание и оставить его наедине с ним, минут на 5-10. Вернувшись, нужно оценить выполненную работу (разумеется, она будет ужасна, но обязательно нужно найти в ней какой-нибудь плюс), объяснить ребенку, что расстраиваться не нужно, что когда не получается – это нормально, и, возможно, дать еще одно задание. Главное при этом – дать понять, что это уже не игра, а серьезное занятие, требующее преодоления себя – но не пережать, чтоб не вызвать реакции отторжения.

- семейный праздник после завершения всех этих учебных дел – на усмотрение семьи. Конечно, идеально было бы устроить званый ужин для родственников и знакомых, а еще лучше – подготовить для них представление – но это уже в меру сил и возможностей каждой конкретной семьи.

 

После всех этих вводных дел начинаются собственно учебные будни.

Организуя эти будни, родители должны понимать некоторые особенности данного этапа развития мышления ребенка.

1. Развитие абстрактного мышления.

В возрасте примерно 7 лет у ребенка активизируются способности к абстрактному мышлению, т.е., к постижению смысла предмета в отрыве от его наглядной конкретики. В более раннем возрасте ребенок слишком занят непосредственным, чувственно-эмоциональным переживанием мира и его отдельных явлений. Каждый день, каждая игра, прогулка, каждое дерево, лист на дереве, цветок, человек, собака, птица, дождь – для него индивидуальны и неповторимы. Ребенок не думает о том, что отличает все эти явления друг от друга и что их роднит; он просто живет, в полный рост, на всю катушку. Взрослый человек в своей целенаправленной и строго регламентированной жизни может переживать детскую полноту бытия лишь на мгновения – и то, в самом лучшем случае. Чтобы стать взрослым, ребенок, как это не печально, должен постепенно утратить непосредственность своего восприятия – и это происходит через развитие у него способностей к логическому, или абстрактному, мышлению. Признаками развития логического мышления является развивающаяся склонность ребенка к сравнению и сопоставлению однородных предметов с целью выявления в них сходных и различных черт. Стихия детского мышления в этот период – поиск общего и частного во всех вещах, определение причин и следствий их появление и исчезновения. Это достигается посредством применения простейшей логической операции – сравнения. Без сравнения невозможно добиться от ребенка адекватного понимания, а без понимания ребенок не может формулировать свои собственные суждения о предметах. Поэтому в беседах родителей с детьми в это время сравнение должно занимать главенствующее значение. Во всем, с чем ребенок сталкивается, следует находить сходство с другими родственными предметами и находить отличия от них – таким образом можно пытаться совместно с ребенком учиться формулировать понятия (форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.)

2. Развитие и углубление фантазии и внутреннего мира ребенка.

Развитие абстрактного мышления может столкнуться с «препятствием» в виде суверенного мира фантазии вашего ребенка. Родители детей младшего школьного возраста наверняка поймут без слов, что я имею в виду. Дело в том, что в это время у большинства детей акцент эмоциональной жизни смещается с внешнего мира во внутренний. Это значит, что дети живут как бы «двойной жизнью» - и в мире реальном, и в мире своей фантазии, в одно и тоже время. У некоторых детей вымышленный мир бывает исключительно сложным, богатым и ярким – родители испытывают трепет, соприкасаясь с ним, и боятся повредить, словно экзотическую бабочку. Действительно, сталкиваясь с чудом, каким является детская фантазия, очень сложно не почувствовать себя грубым жестоким варваром. Хочется застыть в благоговении и не дышать. Это с одной стороны. Но некоторых взрослых, с другой стороны, наоборот, страшно утомляет и раздражает постоянное «отсутствие» их ребенка в реальности, их бесконечные рассказы о выдуманных существах и странах либо, наоборот, бесконечные тайны и секреты, в которые нет доступа взрослым.

 

Как же правильно относиться к детской фантазии в этот период?

Нужно понимать причины этого явления, которые скрываются в том, что перед нами – уже не игра, как раньше, а честная попытка мышления комплексного, синтетического мышления. Ребенок в этом возрасте пытается упорядочить мир в своем мышлении, приводя в стройную систему всю полученную им за предыдущие годы жизни информацию. Вот почему он на самом деле проводит столько времени внутри себя – он занят суперважной работой – он строит внутри своего восприятия идеальное отражение внешнего мира, свою внутреннюю вселенную. Для этого он систематизирует и категоризирует в своем воображении все известные ему предметы и явления и устанавливает между ними причинно-следственные связи. При этом он базируется на неполной информации, «дырки» между некоторыми понятиями или категориями заполняет произвольно, при помощи фантазии. Собственно, также поступали наши первобытные предки в далеком прошлом, создавая мифы и легенды о происхождении мира и вещей – детская фантазия в индивидуальном порядке воспроизводит этот этап, так же как ранее детское поведение воспроизводило этап ритуала. Детские вопросы в это время возникают в первую очередь из потребности «заткнуть» ту или иную дыру в той части внутренней вселенной, над строительством которой в данный момент трудится его воображение. К этой мыслительной работе нужно подходить с пониманием и уважительно, однако нужно понимать, что детскую фантазию нужно контролировать и разумно ограничивать. Не запрещать, не критиковать, не высмеивать – ни в коем случае. Но мягко корректировать и направлять в нужную сторону, объясняя, верно или ошибочно соотносится его фантазия с явлениями реального мира. В качестве примера хотела бы рассказать о Лизе, ее друге детства Саше и их общих невидимых животных. В этом возрасте у Лизы была невидимая кошка (Салли), а у Саши – невидимая лошадь (Полина). Общение и игры детей в этот период строились в основном вокруг отношений Полины и Салли. Невидимые звери, разумеется, скрывались от родителей, но в какой-то момент были обнаружены и тогда между нами состоялась беседа о существовании невидимых зверей. Лиза, помню, упорствовала и упрямо твердила, что Салли и Полина в самом деле существуют. Я сказала, что не вижу ничего странного в том, чтобы допускать существование невидимых зверей, тем более что и у меня есть свой невидимый зверь, которого я очень хорошо чувствую. И что в мире вообще огромное количество «вещей, невидимых глазу» - например, честь, совесть, благородство – разве их кто-нибудь когда-нибудь видел? И, тем не менее, они существуют, и именно они делают мир подлинно счастливым и прекрасным. Так что иметь собственного невидимого зверя – скорее нормально, чем ненормально. Но важно не это. Важно то, как мы живем с нашими невидимыми зверями. Важно, какие они – добрые или злые. Важно, мешают ли они нашим отношениям с миром видимым, или помогают им.

Таким образом, баланс между реальным и фантастическим миром был установлен, безо всякого насилия или лжи с моей стороны. Такой баланс должен быть установлен в каждом конкретном случае : ребенок должен понять, что мир его воображения не должен болезненно замыкаться в себе, а должен свободно соотноситься в миром реальным. И это соотношение, эту связь им позволит создать и упрочить систематическое обучение.

 

Содержание систематического обучения ребенка в возрасте 7- 11 лет (грамматический этап)

Главное, что нужно понять: нет никакой необходимости слепо следовать школьной программе. Во-первых, она элементарна, и пройти ее (все 4 класса целиком) можно, совершенно не напрягаясь, за 1,5-2 года учебы дома. Поэтому вы можете иметь дома школьные учебники и методички, пользоваться ими, но с трепетом воспроизводить поурочную школьную методику нет никакой необходимости. Школьная программа – не более чем рабочий материал, а вовсе не священное писание.

Основным принципом домашнего обучения, с моей точки зрения, является постановка и контроль выполнения учебных задач, превышающих возможности ребенка, с последующим анализом и отработкой ошибок. То есть: в домашнем обучении должен доминировать «челночный» принцип: от сложного – к более простому, в проработкой отдельных элементов сложного и, далее – к новому сложному.

Этот принцип противоречит принципу построения школьной программы - от простого к сложному. Он, быть может, более рискован (в том плане, что требует постоянного дерзании и поиска), зато позволяет сохранять на высоком уровне мотивировку обучения. Завышая планку, предлагая ребенку задачи, превышающие его текущие возможности, мы активизируем все его способности, побуждаем его двигаться вперед мощными прыжками.

Превышение возможностей должны быть разумным: задача должна увлекать ребенка своей таинственной сложностью, с одной стороны. С другой, она не должна быть для него непосильной. Найти эту грань бывает не очень просто, но с нескольких попыток она обязательно находится. В результате последовательного применения такого принципа ребенок постоянно сталкивается с тем, что у него «не получается»: не получается сразу читать словами, а не по слогам или тем более по буквам, не получается пересказать сложный текст на 1,5-2 страницы, не получается красиво переписать большой отрывок текста, решить за один присест сразу десяток задач…

Так он привыкает к тому, что ситуация, когда «не получается» - нормальна. Ничего страшного в этом нет. Да, на первом этапе у ребенка могут быть срывы, истерики, приступы паники и неверия в собственные силы. Это тоже нормально. Даже взрослый человек, столкнувшись с новым серьезным делом, паникует и теряется. Что же можно ждать от маленького ребенка? Конечно, он будет расстраиваться и переживать, когда у него не получается. В этом момент задача взрослого:

- утешить и успокоить его, указав на то, что неудачи – это нормальная часть любого дела, не ошибается только тот, кто ничего не делает;

- проанализировать причину неудачи – в чем именно заключалась ошибка, случайна она или типична;

- разработать ряд более простых учебных задач, позволяющих устранить выявленные ошибки;

- твердо направить ребенка на их решение.

Если элементарные учебные задачи были подобраны верно, выявленные ошибки уходят, и тогда можно сделать попытку повторить сложное задание (или дать новое, аналогичное ему). Если на этот раз попытка успешна – можно переходить к новому материалу. Если нет – результат повторно анализируется, выявляются новые ошибки, которые прорабатываются на новых элементарных задачах и т.д., до достижения удовлетворительного результата.

Я прекрасно понимаю, что описания такой методики в приложении к конкретным предметам начальной школы сейчас в России не существует. Но в ближайшее время я планирую разработать первое в России пошаговое руководство к осуществлению такого подхода к индивидуальному обучению младших школьников по базовым предметам начального цикла. Поэтому прошу сейчас не пытаться добиться от меня конкретики: это громоздко и неосуществимо в рамках ЖЖ. Прошу всех моих читателей запастись терпением. Все будет.

Сейчас я могу предложить только самый общий обзор начального курса обучения (вид сверху, картина крупными мазками). Боюсь, что детализацию я сейчас уже не потяну.

 

Основной подход к курсу: грамматический, т.е, постижение букваря, языка, грамматики каждого предмета ( а не только грамматики русского языка).

То есть: родителям нужно понять, чтоу каждого предмета есть его грамматика, а именно система правил, по которым он строится, внутренняя структура и логика, основные категории, образцы, основы, азы.Эта грамматика всех будущих предметных областей и постигается на данном этапе обучения.

Начинать нужно с грамматики родного языка – то есть, собственно, с двух (а точнее – с трех) вещей: с чтения, письма и чистописания (каллиграфии).

 

Чтение осуществляется в трех вариантах: чтение вслух прозаических отрывков, пересказ прочитанного и заучивание наизусть стихотворных отрывков. Обучение чтению (если оно не состоялось на предыдущем этапе) занимает самое недолгое время. Особенность подхода: не задерживаться на чтении по буквам (складам, слогам), а сразу же побуждать и стимулировать ребенка к чтению по словам, к «схватыванию» смысла всего слова, а не отдельных его элементов, т.е., к раннему синтетическому чтению. Разумеется, ребенок будет на первом этапе не столько читать, сколько фантазировать и домысливать содержание слова – однако, обучение идет через последующий анализ ошибок, через разбор слов по слогам и буквам, с анализом морфемного и фонемного состава слова (если потребуется). В результате ребенок сравнительно быстро приобретает навык синтетического чтения, что способствует более полному усвоению смысла прочитанного (всем мамам, учившим детей, известно, как отупляет ребенка чтение по слогам, как ускользает от него смысл прочитанного в результате того, что все усилия затрачиваются на опознание букв и соединение их в слоги).

По мере того, как навык синтетического чтения формируется, можно приступать к пересказу прочитанного. Тут нужно иметь в виду, что чем скорее вы в чтении перейдете с примитивных азбук и хрестоматий на чтение более серьезное, тем быстрее ребенок научится самостоятельно и с удовольствием читать.

Для формирования навыка осознанного чтения ребенка в этом возрасте я бы порекомендовала остановить выбор на двух вариантах: энциклопедии и адаптированные пересказы классики мировой литературы. Именно такие книги, а вовсе не примитивные народные сказки или даже более сложные литературные (я убеждена, что классику литературной сказки нужно прочитать ребенку вслух еще до 7 лет, с тем, чтоб после семи он перечитал бы ее уже самостоятельно. Изучать сказки на уроках чтения, тем более – литературы, я не считаю целесообразным вообще).

Примеры книг для чтения школьников грамматического периода, которые мы использовали в нашем обучении:

Мифы древней Греции (Куна)

Энеида, Беовульф, Песнь о Нибелунгах, Рамаяна (адаптированные издания для детей разных издательств)

Тит Ливий . Война с Ганнибалом (в серии «История для юных») (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2807611/)

Большая книга экспериментов для школьников (http://www.ozon.ru/context/detail/id/121580/)

Большая иллюстрированная энциклопедия истории, географии, животных (Махаон)

Позже я составлю более полный и подробный список всех рекомендуемых изданий, которые желательно купить или хотя бы брать для чтения в библиотеке. Я совершенно убеждена, что учить ребенка нужно по красиво изданным и хорошо написанным книгам, а не по тем пародиям, которые по недоразумению именуют школьными учебниками.

 

Письмо

При обучении письму нужно с самого начала четко различать 2 совершенно разных процесса: собственно обучение письму и чистописание. Для этого нужно иметь разные прописи, в которых работать на разных занятиях.

Обучение письму нужно, опять же, не сводить к тупому копированию крючечков и палочек в прописи (которые неизбежны только на самом начальном этапе), а к самому быстрому переходу к воспроизведению больших кусков осмысленного и сложного по содержанию текста. Эти отрывки должны иметь 2-3 уровня смысла и действовать на ребенка завораживающе: в качестве таковых подходят отрывки из Библии, из Конфуция, дзенские притчи и коаны. Ребенок совершенно особенным образом подходит к копированию таких текстов. Конечно, получаться у него будет безобразно, особенно на первых порах. Но и здесь подход тот же, что и при обучении чтению: проанализировав результат и выявив ошибки, мы возвращаемся к примитивным прописям и вот тут уже осмысленно начинаем отрабатывать элементы письма – как отдельные буквы, так и крючечки и палочки.

Что касается чистописания (каллиграфии), то ту подход должен быть вообще особый.

Задача каллиграфии – выработать у ребенка эстетическое чувство рукописного текста, а также закалить его дух, научить его терпению и прилежанию. К сожалению, искусство русской каллиграфии почти полностью утрачено, особенно сейчас, когда почти никто не пишет от руки, все только печатают. Тем более важно возродить это забытое искусство и передать его ребенку. Для уроков каллиграфии нужно использовать не шариковую, а перьевую ручку.

 

Языки

По-хорошему, изучение грамматики языка следовало бы начинать с иностранного языка, и этот язык, по моему мнению, должен быть именно мертвый язык, т.е. латынь – чтобы наилучшим образом показать ребенку грамматические категории как таковые. К сожалению, у нас пока нет опыта обучения с нуля латыни, поэтому это пока только планы.

Поэтому мы последовательно осваивали грамматику сперва родного языка, затем, на следующий год – английского.

К сожалению, в области обучения грамматике у меня пока пробел, здесь мы в значительной мере просто копировали школьную программу Рамзаевой. Однако я собираюсь за лето сформулировать принципиальный подход к изучению языков в домашних условиях – и тогда уже предложу ее вниманию читателей. Пока ничего выдающегося мы в данной области не демонстрируем, только навыки в рамках школьного курса: знание основных грамматических категорий и правил, умение писать диктанты, изложения и мини-сочинения.

 

Математика

Изучение математики остается в рамках курса арифметики начальной школы (4 правила+дроби и проценты, а также начала геометрии). В целом мы движемся вокруг и около курса Моро, однако умножать и делить научились еще в прошлом году, а в этом году вовсю делим и умножаем в столбик двух-трехзначные числа. Сложение и вычитание двузначных чисел осуществляем в уме, трех-четырехзначных в столбик. Решаем влет уравнения. То есть, пока идем с опережением программы примерно на год, хотя никуда не торопимся и собираемся сейчас проходить аттестацию за программу 2 класса.

Собственно, школьный курс математики менее всего нуждается в каких-либо модификациях, но подход к его изучению – тот же, что и в случае с чтением и письмом: от сложного к простому. Поэтому учить таблицу умножения мы стали почти сразу же после того, как научились сложению и вычитанию, и дальше уже решали задачи на все 4 правила сразу.

 

География, история, биология, физика

Собственно, грамматику этих наук мы стали сразу же изучать по энциклопедиям (+ еще читали учебник «Естествознание»). В основном это заключается в изучении и воспроизведении по памяти словарных статей, работе с картами и глобусом, воспроизведении простейших физических и химических опытов из «Большой книги экспериментов для школьников», наблюдении за природой. Никакой особой системности и последовательности в таком изучении нет: главная цель – разбудить любознательность ребенка, побудить его к самостоятельному поиску, сформировать вкус и интерес к «коллекционированию фактов».

 

«Образовательные проекты»

В более старшем возрасте грамматического этапа представляется целесообразным от простого выполнения упражнений переходить постепенно к выполнению сложных синтеических проектов.

Например: не просто читать книги, а вести читательский дневник, желательно каллиграфическим почерком, с распространенными отзывами каждую книжку.

Или: прочитать собрание сочинений Туве Янсоннс и подготовить иллюстрированный каталог сказочных существ по ее произведениям.

Или: самостоятельно собрать модель японского традиционного дома, выполнив все необходимые для этого вычисления, разработку чертежей, подбор материалов и собственно-моделирование.

Для выполнения таких проектов ребенку требуется не только активизировать уже имеющиеся у него навыки, но и существенно углублять их. Постановка и осуществление таких проектов позволяет постоянно поддерживать интерес к учебе на стабильно высоком уровне.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить