ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРЕОДОЛЕННЫЕ И НЕ ПРЕОДОЛЕННЫЕ БАРЬЕРЫ

Н. Б. Крылова

Преамбула. Прошло более десяти лет с тех пор, как появилась статья О. С. Газмана «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема» (1). В ней была обоснована потребность в особой педагогической деятельности в целях саморазвития каждого ребенка и обозначено пространство индивидуализации. Именно в нем отчасти наравне с традиционным пространством социализации, а отчасти автономно происходило это «саморазвитие» в различных ипостасях – самоопределения, самоорганизации, самовыражения и др.

Как тогда всё казалось простым и ясным: стоит провозгласить идеалы гуманизма, как авторитарность обучения и воспитания прежней школы, в которой доминировали отношения «руководства-воздействия», уйдет, уступив место новому типу отношений ребенка и взрослого, основанному на равноправии, доверии, открытости, добровольности, взаимном принятии. Такой тип отношений в пространстве обучения и воспитания стремилась обеспечить педагогика сотрудничества. Ее принципы, благодаря деятельности известных педагогов-новаторов 80-90-х, были приняты многими учителями. По мнению Газмана, наравне с педагогикой сотрудничества рождалось и осознание особого образовательного пространства саморазвития ребенка, в котором могли действовать только нормы педагогической поддержки.

С тех пор педагогика сотрудничества почти стала реальностью, по крайней мере, многие учителя пытаются реализовать ее в совместной деятельности с детьми, а педагогическая поддержка как углубленное общение с ребенком по поводу его жизненных трудностей еще остается «инновационной проблемой» образования, не став массовой практикой.

Статья из газеты "НЕВСКОЕ ВРЕМЯ" за 2 июня 2009 г. "ОДИН ДОМА"  

И жить торопятся, и поступать спешат - петербургские дети все чаще оканчивают школу экстерном

В 2006 году около 1500 петербургских школьников обучались экстерном. Эта форма образования становится все более популярной, и в институтах уже привыкли к 13-14-летним абитуриентам. И хотя существует мнение, что экстернат не дает всестороннего образования и провоцирует мздоимство, Министерство образования такую форму обучения поощряет. Сегодня руководство обязано предоставить ученику доступ к экстернату только лишь на основании заявления его родителей.

Прошло больше 20 лет с тех пор как вышло первое положение, в котором было разъяснено, как можно организовать экстернат в общеобразовательной школе. За эти годы тысячи россиян получили среднее образование экстерном. Что изменилось за это время в общественном сознании и сознании педагогического сообщества в отношении к экстернату? Чем стал экстернат для работающего школьника? Чемпиона России по у-шу? Юного музыканта? Почему большинство учителей по-прежнему скептически относятся к тому, что их ученики уходят получать образование экстерном?

ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга работает с экстернами с 1997 года. За это время педагогический коллектив школы накопил опыт организации индивидуальных образовательных маршрутов для самых разных категорий экстернов. Более того, мы активно работаем с семьями, которые готовы обучать своих детей в семье.

Мы готовы к сотрудничеству, готовы помочь организовать учебный процесс для самых нестандартных ситуаций, в которых оказывается ребенок. Конечно, нельзя сказать, что все вопросы уже решены, каждый случай индивидуального обучения уникален. Рецепт находится только в совместном согласовании и понимании того, что ребенок может получить образование, обучаясь в режиме самостоятельной работы.

Мы приглашаем к обсуждению проблем экстерната и домашнего обучения всех тех, кто проявляет к этому вопросу интерес. Очень надеемся на советы и размышления родителей и экстернов, у которых есть результаты – не важно, положительные они или пока не очень, – возможно, в диалоге мы сумеем найти необходимые решения.

Образование в семье: как разобраться в сути?

О. Д. Владимирская,

доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО,

директор НОУ «Экспресс», к.п.н.

Новое время дает нам новые возможности, в том числе и в сфере образования. Мог ли выпускник в 80-е годы прошлого столетия представить себе ситуацию: в школу можно приходить только для того, чтобы сдать выученный дома материал?

Сегодня такое встречается достаточно часто. Аттестат теперь можно получить путем самообразования или экстерната. И к этим формам в последние годы обращаются все больше учеников. Причем, если до недавних пор это были, в основном, старшеклассники, то теперь дома учатся дети разного возраста. По данным журнала «Русский Newsweek» порядка двадцати пяти тысяч школьников Москвы получают среднее образование дома.

Если говорить строго, то экстернат был всегда, правда, он долгое время не был узаконен. Так, в своих мемуарах Эльдар Рязанов и Лев Дуров пишут о том,что они сумели сдать экзамены и «перепрыгнуть» через класс. Раньше других окончил школу академик С. Королев, но все это счастливые исключения. Системы, которая помогала бы осваивать школьный курс в форме экстерната, практически не существовало.

Ситуация изменилась в 1985 году: впервые в СССР вышло положение, в котором были сформулированы понятия экстернат и экстерн, был дан алгоритм подготовки школьников, желающих сократить срок обучения в общеобразовательной школе или по каким-то причинам учиться дома.