Гайдпаркер: Дмитрий Медведев

Посетив в очередной раз отеческий дом, на меня нахлынули воспоминания о школьных годах. И сейчас, спустя 10 лет после окончания школы, хотелось бы сделать кое-какие выводы, что нам дала школа?

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРЕОДОЛЕННЫЕ И НЕ ПРЕОДОЛЕННЫЕ БАРЬЕРЫ

Крылова Н.Б.

Преамбула. Прошло более десяти лет с тех пор, как появилась статья О.С.Газмана «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема»1. В ней была обоснована потребность в особой педагогической деятельности в целях саморазвития каждого ребенка и обозначено пространство индивидуализации. Именно в нем отчасти наравне с традиционным пространством социализации, а отчасти автономно происходило это «саморазвитие» в различных ипостасях – самоопределения, самоорганизации, самовыражения и др.

Как тогда всё казалось простым и ясным: стоит провозгласить идеалы гуманизма, как авторитарность обучения и воспитания прежней школы, в которой доминировали отношения «руководства-воздействия», уйдет, уступив место новому типу отношений ребенка и взрослого, основанному на равноправии, доверии, открытости, добровольности, взаимном принятии. Такой тип отношений в пространстве обучения и воспитания стремилась обеспечить педагогика сотрудничества. Ее принципы, благодаря деятельности известных педагогов-новаторов 80-90-х., были приняты многими учителями. По мнению Газмана, наравне с педагогикой сотрудничества рождалось и осознание особого образовательного пространства саморазвития ребенка, в котором могли действовать только нормы педагогической поддержки.

С тех пор педагогика сотрудничества почти стала реальностью, по крайней мере, многие учителя пытаются реализовать ее в совместной деятельности с детьми, а педагогическая поддержка как углубленное общение с ребенком по поводу его жизненных трудностей еще остается «инновационной проблемой» образования, не став массовой практикой.

Статья из газеты "НЕВСКОЕ ВРЕМЯ" за 2 июня 2009 г. "ОДИН ДОМА"
 

И жить торопятся, и поступать спешат - петербургские дети все чаще оканчивают школу экстерном

В 2006 году около 1500 петербургских школьников обучались экстерном. Эта форма образования становится все более популярной, и в институтах уже привыкли к 13-14-летним абитуриентам. И хотя существует мнение, что экстернат не дает всестороннего образования и провоцирует мздоимство, Министерство образования такую форму обучения поощряет. Сегодня руководство обязано предоставить ученику доступ к экстернату только лишь на основании заявления его родителей.

Прошло 15 лет с тех пор как вышло первое положение, в котором было разъяснено, как можно организовать экстернат в общеобразовательной школе. За эти годы тысячи россиян получили среднее образование экстерном. Что изменилось за это время в общественном сознании и сознании педагогического сообщества в отношении к экстернату? Чем стал экстернат для работающего школьника? Чемпиона России по у-шу? Юного музыканта? Почему большинство учителей по-прежнему скептически относятся к тому, что их ученики уходят получать образование экстерном?

НОУ СОШ «Экспресс» Санкт-Петербурга работает с экстернами с 1997 года. За это время педагогический коллектив школы накопил опыт организации индивидуальных образовательных маршрутов для самых разных категорий экстернов. Более того , мы активно работаем с семьями, которые готовы обучать своих детей в семье.

Мы готовы к сотрудничеству, готовы помочь организовать учебный процесс для самых нестандартных ситуаций, в которых оказывается ребенок. Конечно, нельзя сказать, что все вопросы уже решены, каждый случай индивидуального обучения уникален. Рецепт находится только в совместном согласовании и понимании того, что ребенок может получить образование, обучаясь в режиме самостоятельной работы.

Мы приглашаем к обсуждению проблем экстерната и домашнего обучения всех тех, кто проявляет к этому вопросу интерес. Очень надеемся на советы и размышления родителей и экстернов, у которых есть результаты – не важно, положительные они или пока не очень -возможно, в диалоге мы сумеем найти необходимые решения.