Организация самостоятельной работы учащихся

 

Самостоятельная работа учащихся в домашних условиях предполагает их осознанную познавательную деятельность без помощи учителя.

Чтобы самостоятельно работать с учебником и дополнительными источниками знаний, необходимо овладеть следующей системой общих умений:

1. Ориентироваться в книге: уметь пользоваться оглавлением, понимать структуру учебника, назначение разных шрифтов, иллюстраций, схем, цветных таблиц и т.д.

2. Выделить главное и второстепенное в тексте учебника, усвоить и закрепить этот материал в памяти, для чего им необходимо уметь составить простой и развернутый планы, сделать записи в форме тезисов, конспектов, рефератов, докладов, уметь выразить содержание прочитанного в форме схемы, таблицы или схематического рисунка.

3. Соотнести печатный текст с содержанием информации, заключенной в форме чертежа, карты, рисунка, схемы, стенной таблицы, с целью получения более полных и конкретных знаний по тому или иному вопросу.

4. Проверить правильность решений той или иной познавательной задачи, используя с этой целью методический аппарат и разнообразные источники знаний, в первую очередь словари и справочники.

5. Пронаблюдать то или иное явление живой природы, зафиксировать результаты своих наблюдений, объяснить их, используя научные знания.

Кроме того, по каждому предмету необходимо сформулировать специфические умения, которые свойственны только данному предмету. Покажем это на примере трех предметов.

Химия

1. Умение пользоваться химическими приборами и веществами.

2. Умение решать качественные, вычислительные и экспериментальные задачи по химии.

3. Умение использовать в познавательной деятельности аналогии, эксперимент, схемы устройств химических производств и т.д.

4. Умение связно и логично излагать изучаемый материал, оперировать химической символикой.

Математика

1. Умение анализировать задачу. Устанавливать связь между данной и искомой величинами.

2. Умение актуализировать знания и операции при анализе условия задачи и при ее решении.

3. Умение выстраивать систему аналитико-синтетических операций при решении задачи, оперировать числовой и знаковой символикой.

4. Умение «видеть» чертеж при анализе условия геометрической задачи.

5. Умение пользоваться алгоритмами решения задач, умение составлять алгоритм.

Литература

Умения работать с текстом художественного произведения.

1. Умение определять и формулировать тему произведения.

2. Умение пересказать сюжет и осмыслить его роль в произведении.

3. Умение установить связь между частями произведения.

4. Умение выделить главных и второстепенных действующих лиц и понимать принципы их композиционной группировки.

См.: «Пути улучшения качества знаний учащихся вечерних школ» из опыта работы / Под. ред. Е.В.Пермениной, М., Просвещение, 1985.

 


Добавить комментарий