Памятка рациональной организации учебного труда школьника

Учись работать с книгой (монографией, статьей, учебным пособием)

1. Сначала бегло просмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет тебе ответить.

2. Приступай к вдумчивому чтению.

3. При чтении:

а) отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);

б) следи, как они развиваются, доказываются (нет ли своего материал

для подтверждения или, наоборот, опровержения их, попытайся их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);

в) эти «смысловые единицы», «опорные пункты»можешь пронумеровать

(потом выписать);

г) дай себе отчет о связи между этими «единицами», выдели главные из них, второстепенные, уясни их последовательность, реши, насколько она удачна;

д) дай отчет в основной, ведущей идее работы. Вырази свое отношение к ней.

4. При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Целесообразно проделать их самому на бумаге.

5. Для самоконтроля правильности понимания усвоения идей рекомендуется проделать упражнения, решить задачу.

6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, хорошо сделать записи основных идей.

7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайся фактами, не стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда можешь иллюстрировать своими примерами.

Учись рационально работать над домашними заданиями

1. Прежде, чем примешься за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую будет преследовать твоя работа. Самостоятельно добиваться достижения определенной цели в своей работе намного увлекательней, чем просто «учить уроки».

2. Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе должно дать выполнение задания, к которому ты приступишь (например, ты знаешь вводные слова, но не всегда выделяешь их запятыми, особенно, когда они стоят в середине; при выполнении заданного упражнения особое внимание обращай на эти случаи, а может, целесообразно дополнительно выполнить еще несколько примеров).

3. После формулирования цели работы не торопись обращаться к учебнику (может, ты и самостоятельно справишься с ней). Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Просмотри записи в тетради, они помогут тебе восстановить объяснения учителя.

Это поможет тебе четко представить ,каких знаний тебе недостает для решения познавательной цели, чем тебе может помочь учебник (а может, лучше другое руководство, справочник).

4. Обращайся к учебнику лишь с определенной целью. Работай с ним экономно. Если содержание материала громоздко, но ты его понял на уроке, учебник должен тебе помочь закрепить его.

В ином случае при чтении учебника обращай особое внимание на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт тобой. Подчеркните, что представляется особенно важным.

Вместо повторного чтения или рассказывания рекомендуем ответить на контрольные вопросы к параграфу, прочитать эту же тему по другому учебнику, пособию. Сравни их по содержанию.

5. Попытайся восстановить путем составления плана все основные положения изучаемого материала, полученного из разных источников. Вычлени из него главную идею, смысл.

6. Если тебе нужно выполнить упражнение, решить задачу, теоретический материал повторяй не до выполнения задания и не после него, а в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положений ход всех своих действий. Пытайся сформулировать правило, закон таким образом, чтобы он помогал тебе в определении действий при выполнении упражнения (это значит составить алгоритм действия).

7. При выполнении учебных заданий прибегай к чтению дополнительной литературы, лучше всего при этом выделить одно основное пособие, над которым будешь работать систематически, к другим же прибегай по мере надобности.

8. При работе над темой доклада, сочинения, выступления:

а) подумай сначала над замыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай отчет, чего недостает (если можешь, составь план работы согласно замыслу);

б) подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, учителя;

в) выдели среди них основную;

г) приступай к общему (беглому) знакомству со всей литературой;

д) уточни после этого план доклада (сочинения, выступления);

е) отбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное;

ж) составь черновик, выдержи логику плана, используй отобранный материал;

з) сократи работу.

Учись всегда контролировать свою работу

1. Старайся всегда сам исправить свои ошибки.

2. Лучшая проверка усвоения материала – пересказ его своему товарищу.

3. Как можно больше и чаще передавай свои знания другим:

а) это благородно;

б) это сделает твои знания более сознательными и прочными.

Учись рационально ограничивать свою работу

1. Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых сон или 1,5 –2 часовое пребывание на воздухе (игры, прогулки, спорт). Но не больше, иначе опять устанешь!

2. Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это должно занять времени, наметь порядок работы.

3. Намечая график работы, помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы.

Более сложную работу целесообразно выполнять именно в это время.

Более простую и интересную – в конце. Но если ты трудно врабатываешься, то тогда целесообразно начинать работу и более интересной.

4. Приготовь все, что необходимо для работы.

5.Старайся в процессе работы придерживаться намеченного графика.

6. Первый час работы можно работать без перерыва, в следующее время

должны быть перерывы через 40-50- минут напряженной работы. Перерыв – 5-10 минут, в процессе его хороши физические упражнения. Не делай отдых продолжительным, это может снизить работоспособность.

7. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.

8. Если какое либо из заданий не можешь выполнить сразу,

не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.

 


Добавить комментарий