Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Рецензия

 

 

Необходимо сразу отметить, что слово «рецензия» - это не название сочинения, как полагают многие, а только указание на его жанр. Поэтому любой вашей рецензии необходимо дать название, которое в соответствии с требованиями этого жанра носило бы несколько рекламный, «зазывной» характер. Словом, в названии должна заключаться некая тайна, интрига, «приглашение к чтению».

Рецензия – труднейший, но и интереснейший жанр школьных сочинений. Основное требование: в рецензии надо сказать свое, новое слово о литературном произведении (фильме, спектакле и т.д.). Писать настоящие рецензии по всем законам этого жанра учат искусствоведов, литературных критиков в соответствующих высших учебных заведениях, и учат не один год. Поэтому на школьном уровне мы можем говорить только о школьной рецензии.

Рецензия имеет ряд близких ей жанров. Ее можно сравнить с развёрнутой аннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкие задачи – рассказать, о чём произведение, а главное – чем оно интересно. Если сформулировать кратко – информация и реклама. Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение. Для школьной рецензии такая проблема вовсе не обязательно должна носить глобальный характер (типа обзора всех произведений новейшей литературы за последний год), но идея, проблема, «освещающая» вашу работу, делающая ее почему-либо важной для вас, актуальной, обязательно, должна быть. Этим рецензия отличается от отзыва – жанра школьных сочинений, вполне освоенного и любимого школьниками 5-8-х классов.

Для отзыва вполне достаточно ваших личных впечатлений от произведения (на уровне «нравится – не нравится», хотя все же хотелось бы, чтобы было и «почему нравится»). Для рецензии такого уровня недостаточно, но личные впечатления, собственное мнение автора работы для рецензии очень важны. Ваши впечатления делают рецензию живой, «эмоционально окрашенной». Вне личных впечатлений, авторского отношения рецензии не существует, потому что рецензия – личностный жанр. Поэтому можно сказать, что отзыв как бы включается в состав рецензии. Отношение к рецензируемому произведению у автора рецензии может носить отрицательный характер.

 

Примерное содержание рецензии приводит в своей книге «Сочинения различных жанров в старших классах» Т.А. Калганова:

· краткие библиографические сведения о книге;

· смысл названия книги;

· личные впечатления от прочитанного;

· особенности сюжета и композиции;

· актуальность проблематики;

· язык и стиль произведения;

· мастерство автора книги в изображении характеров героев;

· какова основная мысль рецензии?

Но чтобы понять, что обязательно должно быть в рецензии, и не заставлять себя придирчиво сверяться с каким-либо планом (я принципиально против бухгалтерского подхода к творческим работам), давайте посмотрим на критерии оценки рецензии.

В «Инструкции по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку» говорится: «Сочинение-рецензия оценивается следующим образом. Отдельно анализируется содержание рецензии и его речевое оформление. Содержание оценивается с трех позиций: анализ содержания исходного текста, анализ оформления сочинения также оценивается с трех позиций: последовательность изложения, богатство речи, грамотность».

Мы цитировали инструкцию, стиль которой сух, холоден, четок – как и положено в инструкции.

Может быть, кому-то именно эта четкость формулировок поможет составить свое представление о рецензии.

Помните главное:

можно критерии оценки изложить и другим способом:

· наличие разбора и оценки произведения;

· наличие в работе основной мысли автора сочинения;

· самостоятельность работы (то есть «несписанность»);

· понимание авторской позиции;

· анализ художественных особенностей (стиль, язык и др.);

· умение пользоваться теоретико-литературными понятиями;

· язык и стиль сочинения;

· композиционная стройность.

В жанре рецензии важнее всего оригинальность замысла, живость языка и некая «рекламность» в содержании. Если вы, прочитав рецензию, ощутили желание поскорее прочитать то произведение, которому она посвящена, - значит, рецензия удалась.

 

 

 


Добавить комментарий