Блоги «Школы Экспресс»

Добро пожаловать в блоги «Школы Экспресс»! Здесь все желающие - сотрудники, ученики и их родители - могут поделиться своими мыслями обо всем, что их волнует.
Оговоримся сразу: если авторы упоминают в своих блогах слово «экстернат», это не значит, что они не в курсе действующего образовательного законодательства. Это понятие уже привычно всем, и мы не видим необходимости следовать букве закона в неофициальном общении.
Официальная позиция «Школы Экспресс» может не совпадать с личным мнением авторов блога, даже если они являются сотрудниками.

Для того, чтобы сделать запись или прокомментировать пост, авторизуйтесь на сайте.

Лирика про физику

Если ты чего-то не видишь, это ещё не значит, что оно не существует Дуглас Адамс. «В основном безвредна» На днях наткнулась на очень любопытный сайт ...

Share this article:

Продолжайте читать
1147 Hits
Комментариев: 0

От экстерна до эксперта… меньше, чем вы думаете

Учиться экстерном сложнее, чем в обычной школе. Ученики «Школы Экспресс» знают это, как никто другой. Главная причина в том, что в экстернате каждый сам контролирует себя и распределяет учебный материал по «урокам» - для кого-то ежедневным, для кого-то с другой периодичностью. Определившись с помощью педагогов школы с индивидуальным образовательным маршрутом на перспективу, рабочий график экстерны регулируют не только исходя из собственных предпочтений по предметам, но и соотнося изучение школьной программы с занятиями той профессиональной деятельностью, которую ведут большинство учащихся.

В рамках серии интервью, которые проводились с ребятами, добившимися заметных успехов в музыке, творчестве, спорте, мы у каждого спрашивали, как они организуют свою учёбу. Любопытно, что все они отвечали примерно одинаково. И, на наш взгляд, это не случайно. Успешные экстерны не пытаются изучать всё и сразу. Каждый определил для себя один-два, максимум три, предмета, программу которого он планирует освоить в самостоятельно отведённый на него временной промежуток, с тем, чтобы на следующем этапе перейти к другим предметам и уложиться с аттестацией по всем дисциплинам в установленный школой срок. В среднем, в течение дня ребята обычно тратят на учёбу 4-5 часов, делая перерывы через каждые час-полтора. Остаток времени посвящается тем занятиям, которые многих из них и привели в экстернат, либо отдыху и общению с друзьями. Забегая немного вперед, отметим, что оптимальный режим, который установлен опытным путём, это интервалы по 90 минут полного погружения в работу с 20-минутными перерывами на отдых*.

Удивительно, но без книжек и тренингов по тайм-менеджменту экстерны интуитивно выстроили для себя схему, эффективность которой – причём, не только для учёбы, но и для работы – подтверждена уже неоднократными современными исследованиями и рекомендована многими экспертами – бизнесменами, деятелями науки и искусств. В частности, аналогичные результаты получил Андерс Эриксон (Anders Ericsson), профессор психологии Университета штата Флорида (Florida State University), который изучал режим репетиций известных музыкантов. Учёные и психологи сходятся во мнении, что несколько часов в день интенсивного труда с полной вовлечённостью в процесс, гораздо продуктивнее, чем вялотекущая деятельность с утра до вечера в режиме «энергосбережения». А если в последнем случае это ещё и сочетается с другими делами, то – пиши пропало: результат будет приближаться к нулю.

Если 15 лет назад многозадачность считалась едва ли не апогеем трудовой эффективности, то сегодня специалистами уже доказано, что попытка делать три и более даже простых дела одновременно (например, говорить по телефону, жевать яблоко и набирать текст реферата) пагубно сказывается не только на качестве, но и… на скорости их выполнения, требуя большего времени, чем если бы они делались по очереди. С двумя делами ситуация обстоит получше, но в отдалённой перспективе склонность к постоянному совмещению любого количества задач способна ухудшить состояние коры головного мозга. Подробнее об этом, кому интересно, можно почитать в исследованиях невролога Кеп ки Лоха (Kep kee Loh) из Университета Сассекса, психолога Гленна Уилсона (Glenn Wilson) из Института психиатрии Лондонского университета, профессора Стэнфордского университета Клиффорд Насс (Clifford Nass), доцента кафедры коммуникации Университета штата Огайо (Ohio State University) Чжень Вонг (Zhen Wang) и других.

Что же можно посоветовать тем экстернам, которые ещё только учатся планированию? Один из самых простых, но при этом очень эффективных способов – карта целей. Так вы сможете не только структурировать свою деятельность в течение дня, но и чётко отследить, всё ли из намеченного удалось сделать. Для этого достаточно взять чистый лист бумаги, разделить его пополам вертикальной линией, обозначить в левой колонке интервалы для работы и отдыха (например, по 1,5 и 0,5 часа, соответственно), и напротив каждой из «рабочих» граф отметить, чем вы будете заниматься в данном промежутке времени. Лучший пример из жизни: политик, учёный и изобретатель Бенджамин Франклин, которому помогла преуспеть именно самоорганизация и дисциплина, составлял для себя карту целей ежедневно. 

Однако при планировании дня не стремитесь к большому тематическому разнообразию. Исполнительный директор компании Square и основатель социальной сети Twitter Джек Дорси, и вовсе рекомендует концентрироваться только на одном направлении деятельности в течение суток. Распорядок бизнесмена, который умудряется быть на пике своей активности всю неделю, руководя двумя крупными компаниями, выглядит примерно так:

Понедельник: менеджмент и администрирование.

Вторник: продукция.

Среда: маркетинг и коммуникации.

Четверг: налаживание связей с бизнес-партнерами.

Пятница: организационная культура и найм новых сотрудников.

Переложить эту схему на список школьных предметов не составит никакого труда. Такой подход, несмотря на то, что он родом из бизнеса, поможет вам успешно пройти свой индивидуальный образовательный маршрут в экстернате. А в будущем привычка к подобному планированию дел станет залогом высокорезультативной работы и карьерного роста независимо от профессии.

* Исследование профессора Израильского технологического института Переца Лави (Peretz Lavie), посвященное изучению ультрадианных ритмов (разновидность биоритмов длительностью не более суток).

Share this article:

Продолжайте читать
1927 Hits
Комментариев: 0

Пишите письма. Любым почерком!

Письмо, оставшееся без ответа, — это рука, не встретившая руки. 

Марина Цветаева. Песня и формула


О, что это была за радость — получить бумажное письмо! Взять в руки конверт с наклеенными на него марками, проштампованный почтовыми отделениями, пахнущий дорогой, которую он преодолел по пути от автора к адресату. Открыть его — кто-то аккуратно вскрывал приклеенный клапан, кто-то отрезал краешек ножницами, особо нетерпеливые просто разрывали конверт (главное, не повредить содержимое!). Вынуть вожделенный листок или несколько, исписанный такими неповторимыми строчками, состоящими из букв с наклоном и завитками, присущими только их автору (такими же уникальными, как отпечатки его пальцев!). Заглянуть, нет ли там ещё фотографии, рисунка или открытки. Скорее прочитать, что же там написано! Ах, этот короткий, но такой захватывающий отрезок времени — такой молниеносный по сравнению с невыносимо долгим ожиданием. В считанные минуты добраться до «Жду ответа, как соловей лета». Ну почему же так мало?! Пробежать глазами от начала и до конца снова, чтобы продлить удовольствие. А потом сесть за стол, положить перед собой листок (чаще всего, тетрадный, в клеточку) и… «Привет! А у нас…»

Компьютеры, планшеты, смартфоны пришли в нашу жизнь не так уж давно, и если не у вас, то у ваших родителей точно, есть дома коробочка с бумажными письмами от родных и друзей. Попробуйте прочитать хотя бы одно, и вы поймете, что это гораздо больше, чем «раритет» и «винтаж». И если уж выражаться языком трендов, это даже больше, чем просто «хэнд-мейд». Для адресата – это, без капли пафоса и преувеличений, частичка души человека, который прислал долгожданную весточку. Образно, конечно, но бумажное письмо хранит тепло рук, создавших его. А нередко оно хранило и вполне реальный аромат – если его перед отправкой сбрызнули духами. Да, может показаться невероятным и даже смешным, но такое увлечение вполне успешно перекочевало из романтики и символизма XVIII-XIX веков, в реализм и прагматику конца XX — начала XXI столетия. Барышни 1990-х и 2000-х вкладывали в это действие всё тот же смысл, что и их пра-пра-прародительницы в корсетах и кринолинах.

Но если отойти от эмоциональной стороны, то и по содержанию, и по стилистике традиционное письмо зачастую разительно отличается от письма электронного. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года Марио Варгас Льоса как-то сказал: «Электронная почта — это карикатура на переписку». Сложно с этим не согласиться, ну а про СМС и говорить нечего. Бумага располагает к построению полных фраз, к развёрнутым синтаксическим конструкциям и развитию сюжета. А необходимость длительной, по меркам Интернета, доставки письма делает такой диалог принципиально иным, нежели онлайн-переписка с помощью гаджетов. Если бы тексты электронных писем доставляли обычной почтой, то только на беседу типа «Как дела?» — «Норм. А у тебя?» — «Ок» ушло бы недели три, а то и больше. Пока собеседники добрались бы до более информативной части, касающейся деталей событий, большинство фактов утратили бы свою актуальность.

Но беда современных писем даже не в сокращённых до предела (а порой — и беспредела) словах и фразах, а в том, что язык, как чистое и непредвзятое зеркало жизни, неумолимо фиксирует, что до деталей зачастую добираться никто и не хочет. С одной стороны, «однопальцевая» печать при наборе текста на сенсорном экране, при которой не особо-то распишешься, с другой — динамичность ритма современной жизни, сумасшедший информационный поток и «куча своих проблем», — всё это приводит к тому, что люди перестают пользоваться полноценной письменной речью не только в телефонных сообщениях. Эта же тенденция неумолимо перекочёвывает и в речь устную — примерно по тем же причинам. А постепенно захватывает и сферу чувств. В погоне за квинтэссенцией информации теряется нечто очень важное: отношение человека к тому, о чём он пишет.

К сожалению, краткость электронных сообщений не имеет никакого родства с талантом. Напротив, даже мешает развитию. В том числе, и освоению столь важных в сегодняшнем мире коммуникационных навыков, одним из важнейших среди которых является риторика. Ну, откуда возьмётся умение красиво и убедительно говорить у человека, у которого техника речи строится, словно по инструкции для создания СМС (да, есть и такие)?

Если вы хотите научиться быстро общаться при помощи SMS-сообщений, соблюдайте несколько простых правил:

  • Опускайте служебные слова. Не используйте предлоги и артикли, при условии, что их отсутствие не меняет смысла фразы.
  • Сокращайте слова. Не пишите их полностью, особенно если они длинные. Оставляйте только один-два слога, которые помогут угадать целое без труда.
  • Сокращайте слоги, которые совпадают с названием согласной буквы.
  • Сокращайте написание слов при помощи цифр (Источник)

Ключевые рекомендации — «сокращайте» и «опускайте». Апогей современной лаконичности мыслей и чувств – полисемантичное «Ы».

Однако сколько бы новых гаджетов ни изобреталось и как бы ни ускорялся мир, человек был и остаётся существом природным. И если не тренировать мозг, он не научится формулировать мысли, а если не тренировать руку, она не будет уметь писать. К тому же, мозг и руки тесно связаны между собой благодаря мелкой моторике, о которой сегодня очень много говорят в связи с развитием детей-дошкольников, и, увы, существенно реже соотносят её с тинейджерами и молодым взрослым поколением. А ведь, если долго бездействовать, то можно и разучиться что-то делать. Поэтому, если вы чувствуете, что всё чаще испытываете сложности с выражением своих мыслей, подбором слов, построением фраз, если ваш активный словарь сильно сократился и в нём стала преобладать СМС-лексика – берите бумагу, ручку и начинайте писать письмо. Не важно, кому, хоть самому себе в будущем. Главное, пусть повествование будет как можно полнее, детальнее, образнее.

Впрочем, уверена, в вашем окружении обязательно найдётся человек, и, скорее всего, не один, который с удовольствием получил бы ваше послание. Чтобы снова испытать почти забытые ощущения от того, как кончиками пальцев сжимаешь шероховатый исписанный листок с проступающими на обороте контурами «тиснёных» от нажима букв. Чтобы снова почувствовать, как бумага каким-то непостижимым образом передаёт через нанесённые на ней строки тонкую материю души их автора. Чтобы прочитать, а потом перечитать снова. Чтобы взять ручку и тетрадь, написать ответ и подарить вам в благодарность частичку себя.

Share this article:

Продолжайте читать
1822 Hits
Комментариев: 0

Сказанное слово – серебро...

Как часто порой приходится слышать, что «я бы занимался лучше/больше/чаще, если бы у меня было больше времени». Осмелюсь предположить, что все, кто так говорит, не догадываются о том, как можно использовать уникальный аппарат, который есть и прекрасно работает у каждого из этих людей. Ну, хорошо, не у каждого. Но у 90% – точно! И этот аппарат способен удваивать эффективность момента времени на протяжении большей части вашего бодрствования. Это, друзья мои, уши. Да-да, вы не ослышались – ваши уши могут дать вам массу дополнительного времени на получение новых знаний. 

Вы можете учиться и делать следующее: заниматься гимнастикой, вязать, мыть посуду, кататься на велосипеде, выгуливать собаку, пересаживать комнатные цветы, клеить новогодние фонарики… Список можно продолжать бесконечно. И все это время вы можете слушать. Технологии дистанционного обучения – прекрасное решение для всех, кто действительно ищет возможности для самообразования, особенно для сдающих экзамены экстерном и обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту. 

Что именно вы можете слушать:

  • Обучающие вебинары и видео- либо аудиоуроки
    В нашей Школе дистанционного обучения «Экспресс» загружено много полезных видеозаписей по разным предметам. Кроме того, в сети существуют различные ресурсы, где проводятся бесплатные обучающие онлайн-семинары (вебинары), публикуются интернет-уроки (например, Coursera – этот проект хоть и рассчитан преимущественно на студентов вузов, но будет интересен и старшеклассникам, особенно тем, кто уже определился со своим профессиональным будущим).

  • Аудиокниги
    Здесь всё очевидно: программное обеспечение для прослушивания аудиокниг есть сегодня практически в любом компьютере или мобильном устройстве. Скачиваете специальные файлы с понравившимися произведениями или учебными пособиями, запускаете файл и отправляетесь в познавательное путешествие. Откуда скачать аудиокниги бесплатно – спросите у любой поисковой системы.

  • Любые электронные тексты – с помощью специальных программ-«читалок»
    Программы для чтения книг голосом разрабатываются практически со времен появления Рунета, и сегодня их существует столько, что нет смысла перечислять здесь даже самые популярные. Вы можете выбрать «читалку» на свой вкус, звучат они куда более приятно, нежели их предки 10-20-летней давности. С аудиокнигой этот вариант, конечно же, несравним, но зато поможет справиться с любым неозвученным электронным текстом, который вам неудобно или некогда читать с экрана.

Уверена, что вам не надо пояснять, с помощью какого технического устройства можно слушать и учиться. Смартфон, планшет, MP3-плеер, наконец, компьютер – что-то из этого у вас, наверняка, имеется. Позвольте гаджетам работать на вас в полную силу!

P.S. С этого момента отговорки, что вы не успели прочитать все книги по литературе или учебник по истории, не принимаются! Списки ищите в библиотеке Школы дистанционного обучения ;)

P.P.S. ... а услышанное слово – золото. 

Share this article:

Продолжайте читать
1666 Hits
Комментариев: 0

Что общего между образованием и шопингом?

Казалось бы, ничего. Но представьте себе, что тот самый определённый федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) необходимый минимум знаний, которые должен иметь на выходе из школы каждый владелец аттестата, это не что иное, как список обязательных покупок. Не правда ли, картина сразу же меняется?

Большинство покупателей идут в сетевой гипермаркет «Массовая школа», куда наведываются каждый рабочий день, кроме каникул, в строго установленном режиме, группой в 25-30 человек, в течение 11 лет и складывают в тележку всё, что выкладывают им на прилавок продавцы различных предметных отделов. Затем тащат приобретения домой, что-то, возможно, теряя по дороге. Дома, как могут, готовят и, сколько получается, съедают и усваивают.

Достоинства массовой школы: привычная схема, понятная почти на генетическом уровне, постоянное общение с экспертами (учителями), для родителей – решение вопроса с устройством детей на день. Недостатки: движение в одном общем ритме, поглощение всего и сразу независимо от пристрастий, ограниченное количество свободного времени.

«Экстернаты» - как правило, лавки уникальные и преимущественно электронные, так как в основе практически всегда лежит дистанционное обучение (или, как это ещё называют, интернет-школа). Клиент наведывается в е-магазин столько раз в день, сколько ему удобно и выбирает из ассортимента только то, что готов употребить сейчас. Конечно, здесь тоже есть определенный регламент, и список ФГОС также должен быть выполнен на все 100%. Но индивидуальный образовательный маршрут дает варианты, что, когда и сколько приобретать. А в случае необходимости можно побеседовать с опытным консультантом и получить информацию по тем вопросам, на которые не удалось ответить самостоятельно. Основная тонкость – уметь так выстроить график шопинга, чтобы успеть купить, обработать и усвоить всё, что требуется по списку. Самостоятельно (ну, или с помощью родителей).

Достоинства экстерната и системы дистанционного обучения: возможность совмещать учёбу с другими занятиями, требующими больших временных и физических затрат (спорт, творчество, работа и т.д.); планирование рабочего дня по своему усмотрению; отсутствие необходимости регулярных визитов благодаря дистанционным образовательным технологиям. К недостаткам интернет-школ можно отнести непривычную многим схему, требующую от обучающегося организованности и самодисциплины; далеко не всегда, но бывает – ограниченный круг общения; для родителей – необходимость присмотра за детьми, пока те не подросли. Впрочем, при достаточном желании, с этими недостатками можно успешно справляться.

Конечно, это сравнение утрированно и нарочито упрощённо. Зато понятно сразу и всем, в чём основные отличия обоих алгоритмов обучения друг от друга. Какой из них выбрать – каждый решает сам, главное – усвоить и успешно применить полученные блага на практике. Легких вам решений и полезного образовательного шопинга! 

Share this article:

Продолжайте читать
2087 Hits
Комментариев: 0

​Казанский сыр-бор

Конец лета и начало осени ознаменовались у петербуржцев не только традиционно эмоциональным стартом нового учебного года. Поводы для нешуточных страстей подарили также события околоархитектурные: «Мефистофеля уничтожили!», «Казанский красят!» Несмотря на в определенном смысле противоположные причины, бьются градозащитники в обоих случаях с одинаковой силой как за скульптуру вымышленного образа дьявола, до недавних пор располагавшуюся на фасаде одного из петербургских домов, так и за реальный объект наследия культуры и религии, на котором сейчас ведутся отделочные работы. Равно как многие активисты не видят особой разницы между вандалами, расколотившими горельеф с изображением злого духа, и авторами проекта реновации Казанского собора. 

В случае с последним сделать однозначные выводы, портят фасад или спасают, сложно даже самим архитекторам, среди которых тоже нет единства мнений, а несведущим в реставрационных технологиях обывателям – и подавно. Большинство утверждений нам придется принять на веру. Например, то, что без проведения этих работ храм серьезно пострадает, и колонны со временем рассыплются. Или то, что в наше время не придумали пока иного вещества, способного защитить разрушающиеся от возраста и климатических условий поверхности туфа, чем пресловутое «известковое молочко». 

Весь сыр-бор разгорелся как раз преимущественно из-за цвета, который должен приобрести храм после завершения всех работ, и способа его нанесения. Каждый, кто видел культовое сооружение хотя бы на фотографии, а большинство учеников «Школы Экспресс» лицезрели его и воочию, прекрасно помнит его внешний вид и оттенок камня. Уверена, что большинство из вас согласится, что в последние годы он был темный. В исторических справках о цвете Казанского собора говорится «светло-желтый» или «светло-бежевый», «светло-пегий». Оставив вторую часть сложносоставных слов на нюансы личного восприятия, отметим, что повсеместно фиксируется именно светлый тон. Тот самый, который мы уже видим на отреставрированной части фасада. С этим, осмелюсь предположить, опять же, согласятся все. А коль так, то о чем же спор? 

Что же касается самого процесса покраски, как способа реставрации, то если специалисты утверждают, что иного пути сохранить камень от разрушения нет и оставлять все как есть нельзя, лично я предпочту согласиться с этим вариантом. «Лучшее» и «идеальное» – это разные понятия, и иногда настолько, что кажется – хуже не бывает. Дискуссии о совершенстве методик лучше оставить профессионалам, ясно понимающим, о чем идет речь. Всем остальным остается лишь принять предложенное как данность. В конце концов, кто плачет о потерянных волосах, когда лечится от рака?

Share this article:

Продолжайте читать
1582 Hits
Комментариев: 0

А у нас водоворот, вот!

Когда я поступала в университет, конкурс на мой факультет был такой, что ни на дневное отделение, ни на вечернее пробиться не удалось. Не получилось попасть на дневное и год спустя. Тогда я решила попытать счастья с заочным, и – наконец-то, удача! Впрочем, то, что это, на самом деле, удача, я поняла значительно позднее. Сначала была лишь усталость от бесконечных подготовок и разочарования в себе (как же – школьница-отличница второй год безуспешно стучится в дверь вуза, как мотылёк в оконное стекло), а чуть позже наступило смиренное успокоение (ну хоть что-то – всё лучше, чем ничего) и страх неизвестности (как теперь учиться, когда ты не ходишь каждый день на занятия?).

Но оказалось, что учиться очень даже можно и самостоятельно, а при желании – ещё посещать лекции и даже некоторые специализированные занятия вместе с «очниками». Заочная же сессия вообще стала праздником, который всего два раза в году, особенно для тех, кто работал и мог взять учебный отпуск на это время. Романтики студенческой жизни вполне хватало за этот месяц бурных эмоций от встречи с друзьями-коллегами из разных далёких городов (многие из них на момент 1 курса уже были взрослыми и состоявшимися в профессии людьми), учёбы, шедшей вперемешку со сдачей экзаменов и зачётов, и обычных для каждого вузовца сессионных волнений. Ни одному «дневнику», спокойно плывшему в буднях по течению реки образования, такое даже не снилось. И когда кто-то из них смотрел на нас с сочувствием, как будто это нам судьба чего-то недодала, мы лишь снисходительно улыбались и ныряли обратно в головокружительно-увлекательный водоворот своих событий.

И хотя вуз – не школа, экстернат обучение предлагает очень схожее с заочным в университете. Тут тебе всё: элементы дистанционного образования (через систему дистанционного обучения), занятия с учителями в группах и один на один, возможность выстраивать индивидуальный план самообразования. И точно так же, сдавая экзамены экстерном, ученик может параллельно работать или заниматься любимым делом. Эх, знать бы мне о таком варианте обучения в школе и, хотя бы, пойти сдавать в экстернат 10 и 11 класс, пожалуй, я бы сразу стала, не теряя времени даром, поступать на «правильное» отделение!

Share this article:

Продолжайте читать
2061 Hits
Комментариев: 0