Рубрика «Культурная столица XXI век: театры»

Альбина Михайловна, член Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал», рекомендует, что посмотреть на сценах города.

Императорские театры Санкт-Петербурга

 Эту «большую тройку» знают во всём мире. Мариинский и Михайловский — звезды российского и мирового музыкального театра, с каждым годом преумножающие свою известность. У драматического Александринского театра сложился собственный уникальный стиль, а с открытием Новой сцены появилась площадка для крупных фестивалей и театральных экспериментов. Спектакли этих театров — всегда самые масштабные и самые обсуждаемые, а премьеры становятся главными культурными событиями не только города, но и всей страны. Сегодня поговорим о Мариинке, как ласково величают ее петербуржцы.

В далеком 1783 году на Карусельной площади по указу Екатерины II был выстроен Большой Каменный театр, ставший прародителем современной Мариинки. Архитектор Антонио Ринальди постарался на славу — Большой Каменный был не только самым настоящим украшением площади, но и отвечал самым современным требованиям того времени. Выступление русской труппы чередовалось с гастролями итальянских и французских артистов, на громадной сцене проходили музыкальные вечера и шли драматические спектакли. В 1802 году внешний вид Большого театра заметно изменился благодаря вмешательству архитектора Тома де Томона. В новогоднюю ночь с 1810 на 1811 год в театре разгорается грандиозный пожар, длившийся 2 дня и уничтоживший внутреннее убранство театра до самого основания. Откроется вновь он только через 7 лет.

Однако Большой Каменный имеет весьма опосредованное отношение к Мариинке. Он, когда-то бывший одной из значительных достопримечательностей Петербурга, лишь заложил у знати традицию «ездить в оперу». Нынешний Мариинский театр, названный так, кстати, в честь Марии Александровны, супруги царствовавшего в тот момент Александра II, появился лишь в 1859 году. Его возвели по проекту архитектора Альберто Кавоса на месте сгоревшего Театра-цирка, еще одной площадки театрального комитета, расположившейся напротив Большого Каменного театра. Строители Мариинского театра серьезно подумали об акустике. Под полом оркестровой ямы лежит толстый слой битого хрусталя, что придает оркестру дополнительное «серебряное» звучание, а сама оркестровая яма вплоть до 1970 года была задвинута под авансцену. Сегодня она оборудована подъемником.

К слову, один совет. Если вы приходите слушать оперу, то самыми лучшими для этого местами считаются места в 3-м ярусе, поскольку акустическая волна направляется именно туда (этому способствует, например, особый угол наклона сцены). А если вы приходите на балет — садитесь в бельэтаж. Тут вам никто не помешает, и находиться вы будете на «режиссерском» расстоянии от сцены.

Зал Мариинки по задумке архитектора должен был быть не менее великолепным, чем зал Большого Каменного театра. Занавес, нарисованный художником Александром Головиным в 1914 году, в точности повторяет рисунок парадной мантии императрицы Александры. Кстати, в том же году убранство театра сменилось с малиново-красного на голубое. Кроме роскошной золотой лепнины его украшает громадная бронзовая люстра. Ее вес — 2,5 тонны, в ней используется 210 лампочек, а состоит она из почти 2500 небольших хрустальных подвесок. Это — уже третья люстра, появившаяся тут в 1860 годах. Первая, масляная, стала причиной пожара, а вторая, английская газовая, была заменена. Потолок — под стать прибору. Венецианский живописец, профессор Дузи, изобразил на нем танцующих нимф и амуров, а по кругу разместил портреты 12 русских драматургов. Попробуйте рассмотреть их всех.

На сцене Мариинки выступали великолепная Анна Павлова, любимица Николая II Матильда Кшесинская, Галина Уланова. Свои первые шаги тут делали Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Для этого зала творил Чайковский и Глинка.

Поэтому современные мастера сцены, не скрывая своих чувств, говорят о том, что подпитываются до сих пор потрясающей энергетикой своих талантливых предшественников. Лучшие театры мира считают за честь пригласить для участия в своих спектаклях солистов этого театра. На этой сцене блистали Любовь Казарновская, Елена Образцова, Анна Нетребко. Ну, а нынешнему художественному руководителю театра Валерию Гергиеву энергии не занимать. Такой насыщенный график гастролей под силу только беззаветно преданному своему делу человеку и сильному талантливому коллективу.

Share this article:

Индия и Я
Михайловский театр

Комментарии

 
Комментариев пока нет
Already Registered? Login Here
Гость
18.10.2018