УЧИСЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

 

Общие рекомендации:

  • Объем сочинения 4-5 страниц
  • Суммарный объем введения и заключения не должен превышать 1/3 всего сочинения;
  • Почерк должен быть разборчивым;
  • Соблюдать поля;
  • Выбрав тему, надо конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
  • На черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
  • Строго придерживаться выбранной темы;
  • Содержание должно быть логичным и представлять собой развернутый ответ на основной вопрос – тезис;
  • Не сбиваться на пересказ текста;
  • Не увлекаться длинными цитатами;
  • Если не находится нужный эпиграф, можно обойтись без него;
  • Удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
  • Привлекать материал из других произведений, из историй, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
  • Не забывать о членении текста – разделить сочинение на абзацы.

 

 

Композиция сочинения

Композиция сочинения должна быть подчинена содержанию.

Последовательность изложения, логическая связь между частями сочинения определяется продуманностью плана, который необходимо составить себе в черновике.

Следует помнить, что части сочинения должны быть соразмерны по объему: текст вступления и заключения (суммарно) должен занимать не более одной трети всей работы.

Обычно во вводной части дается историко-литературный комментарий: общие сведения о времени создания произведения или общая оценка творчества писателя, а в основной части должно быть приведено достаточное количество фактов, служащих подтверждением выводов и рассуждений.

Заключительная часть сочинения несет большую смысловую нагрузку и является логическим завершением всей работы. Здесь важно показать свое отношение к произведению и выразить свою позицию по рассматриваемой проблеме.

Сочинению может быть предпослан эпиграф. Удачно выбранный эпиграф обогащает и украшает сочинение.

 

Содержание сочинения

Сочинение должно быть написано строго на заданную тему, необходимо как можно полнее раскрывать ее.

Подмена темы другой, близкой по смыслу, недопустима.

Анализ литературного произведения предполагает знание исторической обстановки, умение раскрыть характер и оценить поступки героев через призму особенностей того времени, которое отображено в произведении. При разборе художественного произведения доказательством выдвинутого положения является ссылка на ту или иную сцену из произведения, эпизод из жизни героя. Без таких ссылок сочинение будет содержать лишь общие фразы и публицистические штампы.

Отсутствие конкретного литературного материала является значительным недостатком сочинения.

Хорошо, если в сочинении приводятся цитаты из произведений. Однако не стоит ими злоупотреблять или приводить слишком длинные.

Важно также показать свое отношение к изложенным фактам, уметь делать выводы и обобщения.

В выводах следует раскрыть идейный смысл образов героев и произведения в целом, его художественную ценность, причины их воздействия на современников и последующие поколения.

 

Этапы работы над сочинением

1. Обдумывание темы сочинения.

2. Определение основной идеи сочинения.

3. Определение жанра сочинения.

4. Подбор материала (цитаты, высказывания).

5. Составление плана сочинения.

6. Обдумывание вступления к основной части.

7. Составление подробного плана основной части.

8. Анализ заключения.

 

 

Варианты введения

1. Историческое – краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий.

2. Аналитическое – анализ центрального понятия темы.

3. Биографическое – факты жизни писателя, истории создания произведения, эволюция взглядов писателя.

4. Сравнительное – вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы.

5. Лирическое – связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного.

 

Заключение

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем тем, проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.

 

Основная часть

В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательством «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворение цитируется как в строчку (в кавычках), так и в столбик.

Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

 

 

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

АННОТАЦИЯ НА…

( лат.: anatation – краткое замечание)

 

Аннотацияэто научный стиль, источник – книга. Это краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.

Аннотация на книгу состоит из нескольких обязательных элементов, указанных на схеме:

 

Автор произведения

Название произведения

Где и когда издано, иллюстрации

Сколько страниц 

Кому адресовано описание

Жанр произведения

Главные действующие лица

Время и место действия

Краткое содержание

 

 

Библиографическое описание

 

При указании автора произведения сначала указывается фамилия, затем инициалы (кроме художественных произведений).

Название произведения пишется без кавычек (кроме художественных и публицистических произведений).

Где и когда издано произведение, иллюстрации и количество страниц списываются с книги. Это называется выходными данными.

В аннотации могут быть факультативные (необязательные) элементы:

  • Оценка произведения
  • Выдержки из рецензий
  • Ссылки на мнение рецензентов (и современников автора, и наших современников)
  • Сведения об авторе
  • Информация об истории создания произведения.

 

Факультативные элементы даются очень кратко (в научном стиле).

Аннотация может ограничиться связным перечислением рубрик по оглавлению (если это научная монография, научный сборник, где расшифровано содержание параграфов, глав, частей). Такую аннотацию можно составлять и на художественное произведение, где есть расшифровка содержания в оглавлении.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

1. Достать любую книжку из портфеля. Найти аннотацию.

Анализ: указать обязательные и факультативные элементы (учащимся, у которых нет в книге аннотации, попытаться создать собственную).

2. Запись под диктовку (первый абзац диктовать со знаками).

 

Это библиографическое описание Энциклопедический словарь юного

 зрителя. – М.: Педагогика, 1998.-461с.:ил.

 

Словарь рассказывает об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения, о творчестве выдающихся артистов, режиссеров, драматургов.

Читатели узнают о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать театр, вести работу в театральных коллективах, секциях кинолюбителей и т.п.

Задача словаря – помочь ученикам в выборе творческой профессии.

Предназначено для школьников среднего и старшего возраста.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Заинтересовала ли вас эта книга?

2. Назовите обязательные и факультативные элементы аннотации.

3. Без каких элементов аннотация вас бы не заинтересовала?

4. Укажите элементы, без которых можно было бы обойтись в данной аннотации? (Здесь таких элементов нет).

5. Захочешь ли ты прочитать эту книгу?

6. Аннотация пишется или составляется? (Составляется).

7. К какому стилю речи принадлежит аннотация? Почему? (Научный).

8. Зачем человек должен уметь составлять аннотацию?

 

 

 

Анализ стихотворения

1. Время написания стихотворения (год, месяц, день).

2. События в жизни поэта, люди, которым посвящено.

3. Период в жизни поэта, связанный с написанием стихов (ранний или поздний период творчества).

4. Какое литературное направление отразил автор в этом стихотворении.

5. Жанр стиха (ода, поэма, роман в стихах, гимн, элегия, послание…).

6. Тема, идея (где наиболее ярко выражена).

7. Сюжет, движение мысли, чувства автора.

8. Образ стиха, черты лирического героя.

9. Поэтические средства языка:

а) художественные средства: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, символы, необычный порядок слов и т.д.;

б) поэтическая фонетика: повтор гласных звуков (ассонанс), повтор согласных звуков (аллитерация);

в)лексические особенности: синонимы, антонимы, архаизмы…;

г)синтаксические особенности: необычные знаки препинания, помогающие лучше понять основную мысль автора;

д)ритм стиха: мажорный, частушечный, песенный, четкий…;

10. Мое восприятие (нравится, не нравится).

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

Художественный метод.

3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

 

Характеристика

литературного героя

(Выявление особенностей в характере, внешности и

речи героя, в его деятельности)

Характеристика может быть:

1. Полная – на основе всестороннего анализа произведения

2. Частичная – на основе анализа отдельной части или главы

План

характеристики литературного героя

1. Место, занимаемое героем в произведении

2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма

4. Речь героя

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих

6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам

8. Отношение других лиц к герою

9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы