Директор школы «Экспресс» Ольга Дмитриевна Владимирская приняла участие в работе круглого стола «Образование XXI века», который состоялся в пресс-центре газеты «Аргументы и Факты – Санкт-Петербург» 11 октября. В ходе дискуссии представители негосударственных учебных заведений обсудили преимущества получения основного и дополнительного образования в частных школах и центрах развития. 
 
Один из главных аспектов, относительно которого сошлись во мнениях все эксперты, заключается в том, что частные образовательные организации имеют значительно больше возможностей, чтобы организовать индивидуальный подход к каждому ребёнку и учитывать потребности родителей учащихся, нежели государственные. Тем не менее, ответить на вопрос о том, какая разница между теми и другими учебными заведениями, достаточно сложно, а пытаться определить, какие из них лучше, и вовсе некорректно. 
 
- Мы решаем одну и ту же задачу: мы обучаем детей. И мы дополняем друг друга, - подчеркнула директор НОУ СОШ «Экспресс» О. Д. Владимирская. – Это единая образовательная система. 
 
На примере экстернов школы «Экспресс» взаимодополняемость частных и государственных школ заметна особенно сильно. К экстернату, как форме аттестации, учащиеся обычно обращаются в том случае, если у них есть проблема – или психологическая, или со нехваткой времени на занятия хобби и развитие своего таланта, или какая-то иная. Но это не значит, что такая форма обучения останется у них навсегда: решив свою проблему, экстерны нередко возвращаются в государственную школу к стандартной классно-урочной системе. 
 
Тем не менее, родители всё чаще обращаются в платные учебные заведения в поисках тех или иных преимуществ. Как отметила О. Д. Владимирская, не только дети, но и «родители бывают с очень особыми запросами. И в спектре наших школ они могут найти для себя решение». Тем более, что выбор сегодня огромен, и приоритеты расставляются не только между государственными и частными образовательными организациями, но и непосредственно среди негосударственных заведений. Случаи, когда ученик меняет одну платную школу на другую, происходят постоянно, и это естественный процесс. 
 
Если всё же говорить об отличиях частных учебных заведений и государственных, то при том, что хоть последние и получают солидное финансирование из бюджета, «частники», как правило, оказываются на шаг впереди в плане обеспечения современной мультимедийной техникой, более широко и углублённо используют интерактивные технологии в образовательной и внеучебной деятельности, имеют возможность привлекать наиболее профессиональные кадры и, что особенно важно, уделяют намного больше внимания каждому конкретному учащемуся. 
 
Ещё один вопрос, поднятый на обсуждении экспертами: о преимуществах и недостатках тестирования и, конечно, самого известного из школьных тестов – ЕГЭ. Тестирование как способ проверки знаний, безусловно, имеет право быть, особенно в таких случаях, как, например, в центрах изучения иностранных языков, где эта экзаменационная методика интегрируется с международными системами оценки. Но Единый госэкзамен в виде теста вызывает двоякое отношение. 
 
- Мы для себя выработали такую стратегию, что это данность. Есть условия задачи, которую надо решить. Обсуждать, когда закон принят, бесполезно, - отметила О. Д. Владимирская. - В ЕГЭ есть плюсы, но есть, конечно, и очень много негативного. Я 44-й год работаю в школе, всю свою жизнь работаю с детьми, была и завучем, и инспектором РОНО ещё при Советском Союзе, но сказать, что тогда было всё хорошо, я не могу. Конечно, система образования требовала изменений, когда произошёл этот перелом с ЕГЭ и стандартами. Но к этому очень сложно приспособиться, потому что ребёнка не видно по-настоящему за всем этим. Столько денег потратили, а в итоге-то всё равно средний балл, очень аккуратно скажу, невысокий. С другой стороны, в этом тесте нет ничего плохого, он организует, третья часть вполне достойная, творческая. Это моё личное мнение, поэтому не хочу обобщать ни для кого: в принципе ничего плохого нет, но это должно быть «и», понимаете? 
Большинство экспертов сошлись во мнении, что очень важно, чтобы у учеников была возможность не только «ставить галочки», но и рассказывать преподавателю. 
 
- Ребёнок может подготовить на заданную тему великолепное эссе, но не всегда он по тестам в состоянии ответить правильно, - аргументировала свою точку зрения специалист по связям с общественностью школы «Взмах» Е. А. Монахова. 
 
По поводу части С в Едином госэкзамене эксперты отметили, что она «слишком сжатая» и несколько «механичная». 
 
- Даже сочинение ученик пишет по шаблону. Ни о каком проявлении индивидуального не может быть и речи. Вариативность допустима, но слишком маленькая, - посетовала заместитель директора Школы экономики и права О. В. Чобану. 
 
ЕГЭ вносит свои коррективы даже в профориентацию учащихся – увы, подчас не лучшим образом. Конечно, это, в первую очередь, касается тех, кто к 11 классу ещё не определился со своими планами на профессиональное будущее. Такие ребята есть и среди экстернов школы «Экспресс». И тогда может получиться так, как описывает О. Д. Владимирская: 
 
- Эти ученики выбирают тот ЕГЭ, который легче сдать: например, они считают, что обществознание легче, чем физика. Отсюда выбор специальностей ограничен этим самым обществознанием, а не тем, что у ученика внутри. А что у него внутри – никто не спросил. И вот он выбрал предмет, записался в базу данных, и всё: он ничего уже поменять не может. С 1 марта его «гвоздём прибили» к этому самому обществознанию на целый год. 
 
Впрочем, первопричина того, что порой студенты, поучившись год на одном факультете, бросают его и кардинально меняют направление, конечно же, не в ЕГЭ. Эксперты с сожалением отметили, что в наши дни родители очень мало говорят с детьми об их профессиональном самоопределении, и эта роль всё чаще достаётся школьным психологам. И успешнее на этом поприще, как правило, частные учебные заведения, где учеников намного меньше, возможностей решать индивидуальные проблемы конкретного ребёнка больше, а штат психологов и коррекционных педагогов зачастую шире, чем в государственных школах. И понятие «семьи» в отношении всего школьного коллектива во многих НОУ – совсем не пустой звук. 
 
- Наши дети с удовольствием идут в школу. Они идут в место, где они не только получают знания, но где они поняты, где их, как минимум, попытаются услышать, - акцентировала Е. А. Монахова. 
Но какими бы ценными ни были консультации психологов, чаще всего ученик встречается в школе с преподавателями. С ними он проводит самую значимую часть времени, и от того, сложится между ним и учителем взаимопонимание или нет, во многом зависит и успех изучения предмета, и восприятие школы и учёбы в целом, и даже личностная самооценка ребёнка, а, значит, и его будущее. 
 
- Не так важно наличие [психологических. – Прим. авт.] центров и отдельного логопеда, как то, чтобы весь педагогический коллектив работал на одну идею – доброго отношения к детям, - подчеркнула директор школы «Экспресс» О. Д. Владимирская. - У нас такие отношения складываются. 
 
 
Подготовила Надежда Костырева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить