Публичный доклад
негосударственного образовательного упреждения
средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга
за 2013-2014 учебный год

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт–Петербурга в 2014 году осуществила восемнадцатый выпуск учащихся. Количество учащихся, обращающихся в школу, неуклонно растет. В этом году аттестаты о среднем общем образовании получили 47 учащихся и об основном общем образовании – 9. Все учащиеся, допущенные до государственной итоговой аттестации, успешно преодолели необходимый барьер.

Школа осуществляет прием на индивидуальное обучение во все классы и принимает экзамены у экстернов, осваивающих общеобразовательные курсы самостоятельно. Среди учеников школы – дети, подростки, проживающие с родителями в других регионах России и за рубежом.

Педагогический коллектив школы занят реа­лизацией Федеральных государственных стандартов в начальной школе и их элементов для учащихся основного общего образования.

Особенностями введения ФГОС основного общего образования являются:

  • установление единых федеральных требований к структуре построения образова­тельной программы, условиям и результатам ее реализации;
  • обязательная внеурочная деятельность учащихся не менее 10 часов в неделю (надо отметить, что в условиях реализации индивидуальных образовательных маршрутов в школе ведется индивидуальный подход к внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающий включение каждого ребёнка в деятельность с учётом его возможностей и способностей);
  • системно-деятельностный подход к организации обучения.

Реализуя индивидуальные образовательные маршруты, в школе давно работает система «ведения ученика» в его ритме освоения программы. Отработана система работы тьюторов (координаторов), которые следят за выполнением учащимися учебных планов.

Важнейшим документом, на который опирается НОУ «Экспресс», является программа развития школы, которая ориентирована на обучение, воспитание и развитие обучающихся, способных к самоопределению и самореализации, самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности с учётом их индивидуальных – возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных –особенностей.

Целями программы развития является создание условий, обеспечивающих высокое качество образования выпускников, удовлетворение высоких образовательных запросов учащихся и их родителей, подготовка успешных выпускников как результат обеспечения личностного роста и развития обучающихся.

Педагогический коллектив в своей работе активно использует :

  • образовательные возможности социокультурного пространства;
  • современные образовательные технологии;
  • школу дистанционного обучения;
  • мероприятия по повы­шению культуры здоровья, направленные на пропаганду здоро­вого образа жизни, повышение эффективности здоровьесберегающего потенциала образовательной среды школы;
  • индивидуальный подход в оценке внеурочной деятельности учащихся – портфолио;
  • укрепление и развитие материально-технической базы школы.

В рамках учебного процесса создано единое информационное пространство; разработано методическое обеспечение деятельности школьников в школе дистанционного обучения.

В 2013-2014 учебном году в школе работали 22 педагога. Администрация – 6 человек; педагоги-психологи – 2; системные администраторы – 2. Высшее педагогическое образование имеют 20 чел., среднее специальное – 1.

Педагогический коллектив стабилен, имеет хорошие потенциальные возможности, позволяющие планировать долгосрочные программы развития школы.

За последние три года наблюдается стабилизация уровня квалификации учителей:

Годы

Высшая

Первая

Вторая

Соответствуют занимаемой должности

Не имеют категории

2013-2014

 

6

13

4

6

Администрация школы постоянно следит за повышением уровня профессионального мастерства учителей, их творческим совершенствованием, формированием современного стиля педагогического мышления. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий помогает постоянно стимулировать профессиональное самосовершенствование всех членов коллектива. Уже не первый год педагоги работают над созданием школы дистанционного обучения.

Методическая работа была нацелена на решение следующих проблем:

  • выработка общих позиций по актуальным проблемам обучения и воспитания;
  • анализ результатов учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга;
  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • создание эффективной системы работы учителей по подготовке старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ.

Учителя школы принимают активное участие в работе всесоюзных и международных конференций, активно публикуются в электронных журналах «Экстернат.РФ» и «Педагогика online».

 

Контингент учащихся школы

Учебный

год

Всего классов

Всего учащихся в классах возрастной нормы

2 – 4

5 – 9

10 – 11

2013-2014

10 (без 1)

7

38

55

За последние 3 года количество учащихся увеличивается. Появились учащиеся в начальной школе, в среднем звене сохраняется большой наплыв в 8 и 9 классы, количество старшеклассников достаточно стабильно.

Увеличение учащихся в 8 и 9 классах вызывает определенную тревогу администрации и педагогического коллектива. Она связана с тем, что в школу стали приходить учащиеся, которые не справлялись с учебной программой в массовых школах, считавшие, что в свободном от уроков режиме они сумеют наверстать упущенное. Но отсутствие мотивации и навыков самообразования не дает возможности таким ученикам добиться успеха. Учащиеся, не выполняющие учебный план, систематически откладывающие прохождение аттестации, как правило, вынуждены покидать нашу школу. В этом году таких учеников было больше, чем обычно.

Традиционно в нашу школу приходят учащиеся со слабым здоровьем. К сожалению, число таких детей не уменьшается. Степень педагогической запущенности у них, как правило, высока.

Состояние здоровья детей следует признать удовлетворительным, так как большинство учащихся относится к III и IV группам здоровья.

Количество детей, отнесённых медиками к I группе здоровья, в школе традиционно велико, и, вопреки общегородской статистике, не уменьшается к 10-11 классам. Это связано с тем, что в старших классах к нам приходят спортсмены. Эта категория учащихся очень разнообразна по уровню подготовки, по степени мотивации. В большинстве своем это ученики, которые имеют достижения на российском и международном уровнях, хорошо организованные, умеющие в нужный момент собраться и успеть сделать многое.

Наши учащиеся принимают активное участие в федеральных и международных спортивных соревнованиях. Надо отметить, что занятиями физической культурой охвачены все учащиеся, что свидетельствует о достаточно эффективной работе с социальными партнерами.

Качество знаний по классам

Класс

Количество учащихся

Отличники

Хорошисты

Троечники

Двоечники

Успеваемость в %

2

2

0

1

2

0

100

3

2

0

2

2

0

100

4

3

0

3

3

0

100

Нач. шк.

7

0

6

7

0

100

5

4

0

4

4

0

100

6

5

0

2

5

0

100

7

7

1

4

7

0

100

8

7

0

3

7

0

100

9

15

0

6

 

0

100

Осн.шк.

38

1

19

 

0

100

10

27

0

4

 

0

100

11

28

1

20

 

0

100

Старшая шк.

55

1

24

 

0

100

По школе

100

2

49

 

0

100

 

 

Итоги выпуска – 2014

Рейтинги – вещь опасная, ведь от того, как их толковать, выводы могут меняться вплоть до диаметрально противоположных. Но несмотря на это изучение и сравнение всевозможных средних баллов и прочих результатов остается любимым занятием очень многих людей. Соответствуя духу времени, мы не останемся в стороне и тоже подкинем вам пищу для размышлений. Оговоримся, однако, что, рассматривая итоги выпускников школы «Экспресс», необходимо учитывать несколько важнейших факторов.

Во-первых, НОУ СОШ «Экспресс» – это учебное заведение для учащихся с особыми образовательными запросами, поэтому здесь априори процент «универсалов» - детей, которые хорошо (или отлично) учатся по всем предметам, будет намного меньше, чем в обычных массовых школах. Картину может немного скорректировать средний балл аттестата (СБА), на то он и средний, но и он будет лишь подтверждением следующего фактора.

Во-вторых, значительная часть экстернов – это учащиеся, уже профессионально определившиеся. В связи с этим у большинства из них будут явно выраженные успехи в отдельных предметах на фоне довольно посредственной успеваемости по остальным или же вовсе может не быть заметных приоритетов в школьной программе, если учащийся серьёзно занимается, к примеру, спортом или музыкой. Как итог – СБА у многих ребят будет не слишком высоким, но это вряд ли отразится на их дальнейшем образовательном и профессиональном пути.

Тем не менее, позитивный цвет диаграммы вполне соответствует результатам, с которым выпускники 11 классов окончили НОУ СОШ «Экспресс» в 2014 году.

Из 47 выпускников 20 человек окончили школу без троек, причём половина хорошистов имеет преимущественно пятёрки. Ещё 20 учащихся получили от одной до четырёх удовлетворительных отметок, в то время как в аттестате указаны оценки по 16 предметам – их средний балл 3,8 - 3,9.

Оставшиеся 7 человек имеют средний балл аттестата 3,4 - 3,7, однако, в то же время большинство из этих учащихся, помимо удовлетворительных оценок, имеют не только четвёрки, но и пятёрки.

Якову Биндеру стать обладателем красной «корочки» помешала единственная четвёрка. А у Дарьи Бизиной на протяжении двух классов – 10 и 11 – в зачётных ведомостях по всем предметам стояли только высшие баллы, поэтому она не только получила аттестат с отличием, но и удостоена почётного знака «За особые успехи в обучении».

 

Отличники ЕГЭ по выбору

Успехи наших выпускников в этом году стали поводом для того, чтобы подсчитать, кто сдал единый госэкзамен на пятёрки, если перевести тестовый балл в привычную школьную отметку. Шкала перевода условная, так как официально такой пересчёт с 2008 года не производится. Но прелесть этого показателя в том, что отличник ЕГЭ – величина абсолютная (не зависящая от количества сдававших предмет) и объективная (бланки проверяют неангажированные эксперты). Варьироваться может лишь количество выпускников, показавших такой результат по одному или нескольким предметам. В этом году это 15 человек (32% от общего числа выпускников 2014 года), то есть, практически каждый третий выпускник. Весомо, согласитесь!

На экзаменах по обязательным предметам пятерки по русскому языку получили 13 учащихся (28%), из них трое имеют 90 и более баллов.

 

Мария Дементьева (95)

Яна Кузнецова (92)

Варвара Яковлева (90)

Виктор Антонов (87)

Анастасия Аксарина (84)

Дарья Бизина (84)

Яков Биндер (84)

Дарья Уполовникова (79)

Дмитрий Горичев (76)

Иван Дыбкин (73)

Екатерина Сидорова (73)

Виталий Синельников (73)

Роза Лусине Джавадян (72)

 

Математику сдали на «отлично» четыре человека (8,5%).

 

Яков Биндер (84)

Анатолий Подгорный (82)

Мария Дементьева (73)

Дарья Бизина (70)

 

Среди сдававших предметы по выбору итоги таковы:

 

Биология

Дементьева Мария (93)

Владислав Батлан (79)

Анастасия Аксарина (72)

 

География

Анатолий Подгорный (73)

 

История

Яна Кузнецова (75)

Дмитрий Горичев (68)

 

Обществознание

Яна Кузнецова (79)

Екатерина Сидорова (72)

 

Как видим из списков, часть выпускников сдала на «отлично» сразу два или более экзамена. Яков Биндер, Анастасия Аксарина, Дарья Бизина, Анатолий Подгорный, Екатерина Сидорова, Дмитрий Горичев преуспели по двум предметам. Чемпион по сдаче ЕГЭ – Мария Дементьева. Она не только сдала на пятёрки все три госэкзамена, которые у неё были (два обязательных и биология), но и по двум из них получила больше 90 баллов. «Серебро» у Яны Кузнецовой: также три отличных результата, но выше 90 баллов только один.

Кроме того, некоторые учащиеся по отдельным предметам остановились в шаге от отличного результата, не добрав всего одного балла:

Екатерина Сидорова (английский язык, 83)

Владислав Батлан (химия, 72)

 

Средний балл по предметам ЕГЭ и сравнение с итогами выпусков прошлых лет

Итоги сдачи большинства госэкзаменов, как обязательных, так и по выбору, при условном переводе баллов ЕГЭ в оценки по пятибалльной шкале, находятся на уровне либо твердой четвёрки, либо близком к тому.

По тем предметам, где средний балл находится в промежутке от 50 до 60, до отметки «хорошо» не хватает всего 1-4 баллов при «коридоре» от тройки до четвёрки в 15-38 баллов. Исключение – история, так как здесь результат по шкале соответствует четвёрке.

Низкие результаты по физике и информатике объясняются крайне малым количеством сдававших в этом году (всего по 2 человека) и значительной разницей в тестовых баллах: по каждому из этих экзаменов на одну хорошую работу приходится одна неудовлетворительная. То же самое, но со знаком «плюс», характерно для географии, которую выбрал только один выпускник.

По сравнению с выпусками прошлых лет результаты ЕГЭ остались примерно на том же уровне. Наблюдаются некоторые изменения среднего балла по ряду предметов как в лучшую, так и в худшую сторону, но в большинстве случаев это находится в рамках ежегодной коррекции (зависящей от количества сдающих, уровня подготовки конкретных учащихся и других факторов, которые оказывают особенно сильное влияние на динамику итогов при относительно небольшом контингенте выпускников, если сравнивать НОУ «Экспресс» с обычными школами, являющимися основными «поставщиками» статистики ЕГЭ).

Наиболее заметный и, что особенно важно и показательно, стабильный рост – в итогах сдачи экзамена по литературе, где результат по сравнению с 2013 годом улучшился на 5,6 балла, а в сопоставлении со средним баллом по данному предмету за 2010-2013 гг. – на 9,4 балла. Иными словами, независимо от личных предпочтений, интерес учащихся к литературе повышается.

 

Сравнение итогов сдачи ЕГЭ в НОУ СОШ «Экспресс» с результатами экзаменов по Санкт-Петербургу и России читайте осенью на www.nou.spb.ru.

Согласно национальной инициативе «Наша новая школа» ключевым направлением в воспитательной работе обозначена система поддержки талантливых детей. Создание условий для развития талантливых детей – это и есть важнейшая задача работы педагогического коллектива. В школе много лет, кропотливо создается такая среда, в которой каждый ребенок находит для себя удобный вариант занятия любимым делом и получения основного образования. Продолжена работа по реализации плана мероприятий по поддержке талантливой молодежи и школьников в рамках общероссийского проекта поддержки одаренной молодежи.

Важной образующей воспитательной работы школы является многолетний международный конкурс «Санкт-Петербург в XXI веке», поддержанный Комитетом по образованию и приобретающий все больший вес среди учащихся.

НОУ СОШ «Экспресс» имеет договорные отношения с девятнадцатью организациями различных форм собственности, в том числе общественными и молодежными. Последний двухлетний проект с AIESEC – PROFfile был очень успешным и получил отражение в годовом отчете этой организации.

В школе идет постоянное пополнение и укрепление материальной базы. Качество поддержки всех систем позволяет сегодня проводить видеоконсультации и видеолекции, а также семинары для учителей, которые интересуются жизнью нашей школы. Постоянно совершенствуются работы по защите аппаратных и информационных ресурсов школы от сетевых угроз (взломы, вирусы, спам и т.д.).

Развитие образования диктует освоение новых подходов к организации учебного процесса. У всех на слуху «электронная школа» и дистанционные технологии. В рамках реализации индивидуального подхода эти понятия в нашей школе приобретают реальные черты. Созданная нами школа дистанционно обучения дает реальные возможности для получения образования в ином, отличном от стандартного, варианте.