Елизавета Лимарь пришла в экстернат для того, чтобы за лето закончить четвертый класс, и поступить в Вагановское училище. Но в балет ее не взяли из-за небольшого роста, попросили подождать еще годик. Так Лиза задержалась в «Экспрессе», где подтягивала свои знания по школьным предметам. Через год мечта осуществилась, и Лиза поступила в известнейшее учебное заведение страны. О том, как ей там учится, нам рассказала ее мама Надежда Петровна.

- Надежда Петровна, вы не жалеете, что Лиза год провела в экстернате?

- Нет, потому что у нас были младшие классы, это менее ответственно, чем средняя школа. Пока, можно сказать, училась мама, и ребенок большую часть времени занимался со мной дома. В экстернате есть свои плюсы и минусы, не знаешь чего больше. Плюс в том, что у детей вырабатывается самостоятельность. Минус - что это немного расхолаживает – раз не надо в школу завтра идти, то можно и не делать сегодня домашнее задание. В старших классах дети, наверное, более ответственные. Но для младшей школы мы не почувствовали большой потери - как мы три года учились в обычной школе, так и год в экстернате - все то же самое.

- Лизе хватало времени, чтобы готовиться к поступлению в Вагановское училище?

- Да, нашими основными занятиями были репетиции в театре, и мы считали, что младшая школа не сильно нас обязывает, поэтому больше внимания уделяли другим нам нужным предметам. Те, кто занят музыкой, танцами и спортом могут найти в экстернате выход из положения. А для детей, которые ничем не заняты, по-моему, лучше обычная школа.

Вообще от учебы остались приятные воспоминания. В «Экспрессе» педагогический состав очень хороший, мне все понравились как люди. Все учителя – грамотные специалисты, умеют общаться с детьми. У нас даже такие предметы как математика шли с удовольствием. В школе есть коллектив, которым можно гордиться. Мы ходили на встречу с педагогами с удовольствием.

- Почему ваша дочь начала заниматься балетом?

- Мы несколько лет занимались фигурным катанием, но там все было очень непросто. Поэтому когда нам порекомендовали попробовать силы в балете, мы согласились. Ей сперва не очень хотелось, но когда ее привели, и она год позанималась, ей очень понравилось. У нас был выбор – можно было назад вернуться, но Лиза уже не захотела.

– Балет - это тяжело для ребенка физически?

- Спорт был тяжелее в два раза. Первые три класса мы занимались фигурным катанием и вставали в пять утра. Это не каждый ребенок может.  Лиза вставала самостоятельно, потому что понимала, что в семь ей уже нужно стоять на льду. А с пяти до семи нужно доехать – мы в Невском районе живем, а нам нужно было на Комендантский проспект. Либо на машине, либо на метро. Метро открывается в шесть, и нужно подойти к первой электричке и стоять ее ждать. От этого ранее взросление – чувство ответственности. Потом после тренировки нужно быстро переодеться и к 9 приехать в школу. А уже в час из школы выскочить, чтобы в два встать на лед. Но тут еще и вопрос денег встает – все эти передвижения, обеды в городе, тренеры – стоят дорого. Лед – не каждый может себе позволить. Теперь мы в 9 утра отводим ее на занятия и в 18.00 забираем. Это удобнее и проще – раньше из-за такого графика мы с мужем попеременно не работали, либо нужна была няня.

Ранние виды  спорта тяжелые – у Лизы уже в восемь лет был юношеский разряд, в десять она бы имела взрослый. Такой физический накал начинался уже с первого класса, соответственно успехам сопутствовали и травмы. Поэтому когда нам сказали, что мы подходим для балета, а там все несколько иначе в плане здоровья, все поэтапно и никаких разрядов сдавать не надо, мы перешли.

Но тут перед нами встала другая задача, почему мы и обратились в экстернат. Для поступления в Вагановское нам нужно было иметь четыре класса, а мы только третий заканчивали. За лето мы прошли всю программу четвертого класса, но это не понадобилось – нас в тот год по росту не взяли. Так что в сентябре мы пришли обратно в экстернат – возвращаться в общеобразовательную школу психологически было тяжело.

- А вы не считаете, что отсутствие школьного общения может повредить ребенку?

- Да, дочке было тяжело и хотелось общаться. Мы же, как родители, считаем, что чем меньше негатива от этого школьного общения, тем лучше. Школа у нас не очень хорошая была. В экстернате было хорошо то, что например для занятий английским языком формировались группы по три-четыре человека – это хоть какое-то общение. А так, один на один с преподавателем, дети социально не развиваются. Их социально-бытовой уровень останется на уровне детского и наивного – они считают, что все люди вокруг хорошие, а когда приходится возвращаться в прежнюю обстановку оказывается, что все не такие.

- Сейчас  у вас тоже такие «тепличные условия». Все-таки в Вагановском не учатся дворовые ребята, там только избранные девочки….

- Да, тут учатся тоже избранные люди. Мальчики и девочки занимаются отдельно, и опять получается замкнутое пространство. Я не знаю, как они адаптируются в жизни. Но как правило, у балетных нет проблем во взрослом возрасте, потому что они уже находятся в театрально-музыкальной сфере, у них другое общение. Самый страшный момент – когда тебя выгоняют из Вагановского, такие случаи тоже есть. Кстати в экстернате много таких девочек, которых уже отчислили. Идти в обычную школу уже нереально.

Но вообще я считаю, что здесь формируется более правильное воспитание, они заражаются хорошей жизнью. А школе они из плохого и хорошего выбирают плохое, уж не знаю почему. Замечаю даже по соседским девочкам и ничего хорошего не вижу.

- Плохое - оно проще…

- Да, это первое. И второе – плохое чем-то завораживает. Для «хорошего» трудиться надо. В училище чтобы тебе сказали, что ты  звезда, нужно много работать. Тут четверку даже получить тяжело. Я раньше считала, что тройки - это плохо, а здесь четверка это максимум что ты можешь. Пятерки только у примы-балерины. Нам на первом собрании так и сказали: не ждите от детей оценок.

Оценки здесь достаются тяжело, но мы стараемся. Главное, чтобы было желание. Если оно есть, то звездой ребенок может и не станет, но свою нишу займет при определенных условиях. В экстернате тоже надо иметь желание, без него знаний не приобретешь. Учиться самостоятельно сложнее, у меня Лиза это поняла. Я считаю, что это положительный фактор экстерната. Многие считают, что там ничего не надо делать, но это не так. Сложно сидеть один на один с учителем. Она реально понимала, что ее спросят все, даже то, что проходила два года назад.

- А вам не кажется, что ваш ребенок более взрослый на фоне ровесников?

- Нет, потому что здесь замкнутое пространство. Если бы я ее отдала туда, где все побоевитей, взросление было бы быстрее. Здесь она в эйфории, потому что вечером в основном спектакли, а днем замкнутое пространство танца. Нет этой жизни, когда нужно работать локтями. Бедности нет, потому что учатся дети известных родителей. Не знаю уж, как они поступают... Чтобы туда пройти по конкурсу нужно иметь подготовку, а у нас она вся сводится к тому, что надо ходить платно на какие-то большие курсы. Конечно, таланты есть. Например, сейчас взяли очень способного ребенка из детдома – он на гособеспечении, но он один такой. Все остальные – питерские дети, которые уже много лет заняты в этой отрасли.

- У вас нет цели вырастить великую балерину?

- Я спокойно отношусь к этому, я за образование больше, чем за спорт и балет. Из всего курса обычно выходят один-два чемпиона, причислять себя к этой касте глупо. Поэтому родители должны думать в первую очередь об образовании. У нас оно гуманитарное – два языка – английский и французский. На базе Вагановского есть высшее образование, оно не обязательно танцевальное, можно учиться на менеджера-импрессарио, музыканта. Почему сюда люди рвутся? Здесь в одном флаконе получается музыкальное образование, балетное и два языка. Мы с мужем испугались травм в спорте - у нас девочка, уродовать ее в таком возрасте не хочется. Пускай у нее будет хорошее образование. Так что балериной мы мечтаем стать, но это для нас не главное.

А то, что экстернаты нужны однозначно – это мой вывод. В них есть определенная польза, они нужны даже не столько для обучения, сколько для подготовки и психологической устойчивости при экзаменах. Когда ребенок посидел один на один с педагогом, у него формируется большая стрессоустойчивость и он уже не так боится. Мы нисколько не жалеем, что провели год в «Экспрессе», даже спасибо большое хочу за это сказать. Как встанем на пуанты – пришлем учителям фотографии наших новых подвигов.