Частное общеобразовательное учреждение
«Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ «Школа Экспресс»

___________ О.Д. Владимирская

«___» ________________ 2016 г.

Приказ №_____

«___» ________________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом

«___» ________________ 2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРУКТУРЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
РАБОЧИХ (УЧЕБНЫХ) ПРОГРАММ КУРСОВ И ПРЕДМЕТОВ
УЧЕБНОГО ПЛАНА В ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург
2016 г.

  1. 1.ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Основная общеобразовательная программа (ООП) – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

УП – учебный план школы, нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, направления внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам на весь период обучения. 

ФГОС ООО – Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования.

Федеральный компонент, определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

ЭОРэлектронные образовательные ресурсы.

  1. 2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. 1.Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (п.7 ст. 32),Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, СанПин 2.4.2821-10, Уставом частного образовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга (далее – ЧОУ «Школа Экспресс») и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.
    2. 2.Настоящее Положение разработано для обеспечения единого подхода к составлению рабочих (учебных) программ, устанавливает порядок их разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения и хранения.
    3. 3.Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебного предмета/курса, а также способы контроля результатов обучения.
    4. 4.Рабочая программа является компонентом основной образовательной программы, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
    5. 5.Программа может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
    6. 6.Требования к структуре и содержанию рабочей программы определяются настоящим Положением.
    7. 7.Положение подлежит применению всеми структурными подразделениями НОУ «Экспресс», обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам. Рабочие программы дисциплин должны быть едиными по структуре.
  2. 3.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    1. 1.Цель Программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету/курс.
    2. 2.Задачи:

-       обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;

-       дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса;

-       определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся;

  1. 3.Функции Программы:

-       нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-       информационно-методическая – позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

-       организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

-       оценочная – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

  1. 4.ТЕХНОЛОГИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    1. 1.Программа является обязательной составной частью образовательной Программы ЧОУ «Школа Экспресс» и разрабатывается педагогами, методическими объединениями самостоятельно.
    2. 2.Программа разрабатывается на основе:

-       ФГОС ООО (федеральный и региональный компонент); 

-       примерных (типовых) программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

-       ООП ЧОУ «Школа Экспресс»;

-       УП школы.

  1. 3.Программа разрабатывается применительно к конкретному учебному предмету/курсу с учетом региональных, местных особенностей содержания образования и индивидуальных потребностей обучающихся и родителей (законных представителей).
  2. 4.При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.
  3. 5.В случае если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам) и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.
  4. 6.Рабочая программа действует, пока действует Федеральный Государственный стандарт образования по предмету, но обновляется ежегодно.
  5. 7.Программа составляется по всем курсам/предметам, реализуемым в ЧОУ «Школа Экспресс» в рамках основных и дополнительных образовательных программ.
  6. 8.Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом. Коллективное планирование допускается, если преподавание ведется по одному и тому же УМК.
  7. 9.При разработке Программы учитываются уровень обучения (базовый или профильный), специфика предмета, психовозрастные особенности учащихся и особенности класса.

-       Типы рабочих (учебных) программ, которые могут использоваться в ЧОУ «Школа Экспресс»:

-       типовые рабочие программы - рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации;

-       адаптированные рабочие программы - типовые, в текст содержания которых внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы или педагога;

-       авторские рабочие программы – собственные, разработанные учителями школы, не имеющие аналогов в массовой образовательной практике, разрабатывается в соответствии с требованиями к данному типу программ, предъявляемыми органами управления образованием.

  1. 10.Основные требования к программам, изложенные в настоящем Положении применяются к подготовке рабочих программ вышеуказанных типов и видов, а также по учебным предметам, изучаемым факультативно, включая элективные курсы.
  2. 5.СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    1. 1.Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
      1. титульный лист;
      2. паспорт рабочей программы;
      3. пояснительную записку;
      4. общую характеристику учебного предмета, курса;
      5. описание места учебного предмета, курса в базисном плане и учебном плане школы;
      6. требования к результатам обучения и освоения содержания курса, учебного предмета;
      7. учебно - тематическое планирование;
      8. содержание разделов и тем учебного предмета, курса;
      9. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
      10. Лист внесения изменений и дополнений к Рабочей программе;
      11. Приложения:

-       Приложение 1. Календарно-тематическое планирование на учебный год.

-       Приложение 2. Критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся по учебному предмету.

-       Приложение 3. Шкала оценки самостоятельных письменных и контрольных работ по учебному предмету.

  1. 6.СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    1. 1.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указываются: название Программы (предмет, курс); адресность (класс или ступень обучения); сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд); год составления Программы. Пример оформления приведен в Приложении 1.
    2. 2.Паспорт рабочей программы оформляется в соответствии с образцом, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Паспорт рабочей программы учебного предмета/курса

Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа учебного курса
Уровень программы базовый
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана программа  
Категория обучающихся Учащиеся_____ класса ЧОУ «Школа Экспресс»
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени ___часов
Форма обучения очная
Режим занятий __ часов в неделю Индивидуально
  1. 3.Пояснительная записка включает статус и назначение документа, точное название учебной программы по предмету, курсу; конкретизирует общие цели соответствующей ступени (начального, основного или среднего) общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; приводит нормативную базу разработки программы.
  2. 4.Общая характеристика учебного предмета содержит характеристику роли и места учебного предмета/курса в системе образования, отражаются его цели и задачи, особенности и специфику образовательного процесса по его освоению; описание ценностных ориентиров содержания; межпредметные связи; общеучебные умения и навыки.
  3. 5.В разделе «Требования к результатам обучения и освоения содержания» раскрываются личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета/ курса.
  4. 6.Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Программе, должны соответствовать требованиям, сформулированным в ФГОС ООО и примерной (типовой) учебной программе. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах «иметь представление», «знать», «владеть», «уметь» и т. д.
  5. 7.При описании содержания разделов и тем Программы рекомендована следующая последовательность изложения:

-         название раздела/темы;

-         необходимое количество часов для изучения;

-         содержание, т. е. основные изучаемые вопросы (кратко: 3 – 4 предложения).

  1. 8.Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
  2. 9.Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 2) прямо в тексте, где раскрывается последовательность изучения разделов и тем Программы и распределяется время, отведённое на их изучение.
  3. 10.В разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» дается представление об оснащенности учебного процесса учебными пособиями, дидактическими материалами, приводятся УМК для учащихся и учителей, перечень дополнительной литературы, электронных и информационных ресурсов и т.д.
  4. 11.Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
  5. 12.Раздел «Материально-техническое обеспечение» формулирует соответствующие требования к оснащению учебного предмета/курса.
  6. 13.Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы в соответствии с образцом (Приложение 3).
  7. 14.Текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 (в таблицах – 12), межстрочный интервал – 1,5, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, отступ 1, 27; поля сверху и снизу - 2 см, правое – 1,5 см, левое поле – 3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
  8. 15.Лист внесения изменений и дополнений к Рабочей программе оформляется в соответствии с образцом, представленным в Приложении 4.
  9. 7.ПОРЯДОК ЭКСПЕРТИЗЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ
    И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    1. 1.Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательного учреждения.
    2. 2.Программы, обновления и дополнения к ним проходят экспертизу на заседании Учебно-методического Совета, в состав которого входят заместитель директора по УВР, руководитель методического совета, учителя высшей и первой квалификационной категории. По итогам рассмотрения оформляется протокол.
    3. 3.Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.
    4. 4.Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения:

-       для программ учебных предметов/курсов компонента образовательного учреждения – на предметных кафедрах РГПУ им. А.И. Герцена;

-       для программ элективных курсов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, факультативных занятий – в территориальных методических службах.

  1. 5.Рабочая программа обновляется ежегодно, утверждаются ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) приказом директора ЧОУ «Школа Экспресс», так же как обновления и дополнения к ней.
  2. 6.При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям директор накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
  3. 7.Школа может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании Учебно-методического Совета школы.
  4. 8.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  5. 9.После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
  6. 10.Контроль реализации рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
  7. 11.В учебном процессе может быть использована рабочая программа, разработанная другими учителями, а также утверждённая в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений.