Частное общеобразовательное учреждение
«Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ «Школа Экспресс»

___________ О.Д. Владимирская

«___» ________________ 2016 г.

Приказ №_____

«___» ________________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом

«___» ________________ 2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В
В ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург
2016 г.

  1. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. 1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
    2. 2.Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в методике преподавания и воспитания.
    3. 3.Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуз, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
    4. 4.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
    5. 5.Правовой основой института школьного наставничества являются Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений
  2. 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
    1. 1.Цель: оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
    2. 2.Задачи:
      1. 2.1.привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
      2. 2.2.ускорение процесса становление учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
      3. 2.3.адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанности учителя.
  3. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
    1. 1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
    2. 2. Руководство деятельностью наставника осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
    3. 3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности не менее пяти лет.
    4. 4.Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
    5. 5.Кандидатуры наставника рассматриваются на заседаниях педагогического совета, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются на заседании педагогического совета.
    6. 6.Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания педагогического совета, согласованная с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
    7. 7.Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации педагогического совета приказом директора с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
    8. 8.Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
    9. 9.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

         впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

         выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

         выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

         учителями переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

         учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

  1. 10.Замена наставника производится директором в случаях:

         увольнение наставника;

         перевода на другую работу подшефного наставника;

         психологической несовместимости наставника и подшефного

  1. 11. По инициативе наставников они могут создавать органы общественного самоуправления – Совет наставников.
  2. 4.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
    1. 1.Наставник обязан:
      1. 1.1.знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
      2. 1.2.разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
      3. 1.3.изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, обучаемыми и их родителями, увлечения наклонности;
      4. 1.4.знакомить молодого специалиста со школой, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
      5. 1.5.вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями к учителю, соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
      6. 1.6.проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий);
      7. 1.7.разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
      8. 1.8.оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
      9. 1.9.личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
      10. 1.10.участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельности молодого специалиста, вносить предложения о его поощрения или применении мер воспитательного дисциплинарного воздействия;
      11. 1.11.вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю педагогического совета о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
      12. 1.12.подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
  3. 5.ПРАВА НАСТАВНИКА
    1. 1.Наставник имеет право:
      1. 1.1.с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ОУ;
      2. 1.2.требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
  4. 6.ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
    1. 1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании педагогического совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.
    2. 2. В период наставничества молодой специалист обязан:
      1. 2.1.1изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
      2. 2.2.выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
      3. 2.3.постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
      4. 2.4.учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
      5. 2.5.совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
      6. 2.6.периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем педагогического совета.
  5. 7.ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
    1. 1. Молодой специалист имеет право.
      1. 1.1.вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
      2. 1.2.защищать профессиональную честь и достоинство;
      3. 1.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
      4. 1.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
      5. 1.5.требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      6. 1.6.посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
      7. 1.7.повышать квалификацию удобным для себя способом.
  6. 8.РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА
    1. 1.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
    2. 2.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан:
      1. 2.1.представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
      2. 2.2.создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
      3. 2.3.посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
      4. 2.4.организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
      5. 2.5.изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
      6. 2.6.определить меры поощрения наставников.
  7. 3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет председатель педагогического совета.
  8. 4.Председатель педагогического совета обязан:
    1. 4.1.рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
    2. 4.2.провести инструктаж наставников и молодых специалистов, обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
    3. 4.3.осуществлять систематический контроль работы наставника;
    4. 4.4.заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по учебно-воспитательной работе
  9. 9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТВАНИЧЕСТВО
    1. 1.К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

 

         настоящее Положение;

         приказ директора ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга об организации наставничества;

         планы работы педагогического совета;

         протоколы заседаний педагогического совета, на котором рассматривались вопросы наставничества;

         методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

         переписка по вопросам деятельности наставников.