Частное общеобразовательное учреждение
«Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ «Школа Экспресс»

___________ О.Д. Владимирская

«___» ________________ 2016 г.

Приказ №_____

«___» ________________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом

«___» ________________ 2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРТФОЛИО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург
2016 г.

  1. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. 1.Портфолио – это модель аутентичного (истинного, наиболее реалистического) оценивания, которая подразумевает спланированную индивидуальную подборку достижений учащихся, связывающую отдельные аспекты деятельности в наиболее полную картину. Портфолио – это форма систематической, целенаправленной и непрерывной оценки, а главное, самооценки учебных результатов.
    2. 2.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
    3. 3.Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
    4. 4.Настоящее Положение разработано в рамках перехода к новым образовательным стандартам, реализации персонификации и индивидуализации образовательного процесса в школе, стимулирования личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение жизненных результатов.
    5. 5.Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения на основании ст. 58 «Закона об образовании в Российской федерации» по различным направлениям с помощью предлагаемых алгоритмов.
    6. 6.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений – аттестационные процедуры.
    7. 7.Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио рассматривается как «коллекция» работ и образовательных результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
    8. 8.Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
    9. 9.Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет создать для каждого ученика ситуацию успеха.
    10. 10. Обучающийся, который занимается сбором материалов для своего портфолио, самостоятельно решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. В процессе создания портфолио обучающийся перестаёт быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.
  2. 2.ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО
    1. 1.Представление отчёта по процессу образования подростка, мониторинга значимых образовательных результатов в целом. Создание возможности отслеживать индивидуальный прогресс обучающегося, демонстрация его способности практически применять приобретённые знания и умения;
    2. 2.Поддержка высокой учебной мотивации школьников;
    3. 3.Выявление существующего уровня сформированных умений и совершенствование их путём внесения коррекции в учебный процесс;
    4. 4.Поощрение активности и самостоятельности учащихся, расширение возможности обучения и самообучения;
    5. 5.Формирование навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
    6. 6.Формирование навыков целеполагания, планирования и организации учебной деятельности;
    7. 7.Содействие индивидуализации, персонификации образования школьников;
    8. 8.Создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации учащихся.
  3. 3.ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
    1. 1.Повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей.
    2. 2.Осмысленный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения учащихся, жизненного пути.
    3. 3.Соблюдение принципа добровольности при сборе документов и формировании документов.
    4. 4.Стимулирование развития у учащихся навыков самоанализа и систематизации.
    5. 5.Портфолио – одно из направлений работы школы, не разовая акция, а систематическая спланированная работа.
  4. 4.СТРУКТУРА (ПРИМЕРНАЯ) ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

Ученик вправе самостоятельно выбрать структуру своего портфолио и работать в выбранной парадигме.

Приложенные варианты портфолио являются примерными, рекомендательными.

Вариант 1.

  1. Раздел «Мой портрет»:

- личные данные обучающегося:

- автобиография (резюме) обучающегося;

- результаты психологической диагностики обучающегося;

- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

- результаты проведенного обучающимся самоанализа;

- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;

- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

  1. Раздел «Мои документы» состоит из сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижении, например, участие в:

- предметных олимпиадах – школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.;

- мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;

- образовательных тестированиях и курсах по предметам;

- школьных и межшкольных научных обществах;

- конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными органами управления образованием.

Заверенные копии документов или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

  1. Раздел «Творческие работы» – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел может включать в себя:

- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;

- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;

- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

- участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;

- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда;

- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

  1. Раздел «Отзывы» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями. Возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. А также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:

- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);

- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижении;

- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

Вариант 2. Возможный вариант портфолио выпускного класса.

  1. Раздел «Официальные документы» (сертифицированные индивидуальные достижения):

- сертификаты о сдаче экзаменов, участии в конференции;

- диплом участника предметной олимпиады;

- удостоверение о наличии спортивного разряда.

  1. Раздел «Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики» (в данный раздел включаются документы, свидетельствующие о конкретной деятельности ребенка):

- зачетные книжки, свидетельствующие о прохождении курсов по выбору;

- творческие работы: проекты, исследовательские работы и рефераты, описание моделей и макетов, работы по искусству; редакционно-издательская деятельность;

- самоотчеты о социальной практике: участие в научных конференциях, конкурсах («Ученик года», творческих конкурсах к знаменательным датам, поэтических и т.д.), выставках, образовательных лагерях; участие в школьном самоуправлении;

- самоотчеты о различных видах специальной практики: языковая, трудовая, педагогическая; участие в деятельности общественных движений, организаций, фондов и т.д.

  1. Раздел «Отзывы и рекомендации» (различные виды письменного анализа самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов):

- резюме;

- автобиография;

- жизненные планы;

- характеристики в виде писем-рекомендаций от учителей;

- рецензии на опубликованные статьи;

- благодарственные письма из различных органов и организаций;

- сводная итоговая ведомость, где указывается количественная оценка каждого официального документа (в баллах) и качественная оценка творческих работ.

  1. 5.ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
    1. 1.Портфолио оформляет обучающийся под руководством учителя или тьютора в соответствий со структурой, указанной в пункте 2 настоящею Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
    2. 2.При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
    3. 3.При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

- систематичность и регулярность ведения портфолио;

- достоверность сведений, представленных в портфолио;

- аккуратность и эстетичность оформления;

- разборчивость при ведений записей;

- целостность и эстетическая завершённость представленных материалов;

- наглядность.

  1. 4.Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.