dzenkovskiyАлександр Дзенковский,
выпускник «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга 2012 года,
окончил РГПУ им. А.И. Герцена

— Александр, что особенно ценное Вы вынесли из школы?

— Основное для меня – физика. Еще когда мне было 4 года, отец начал разговаривать со мной на языке физики. Отец у меня физик-ядерщик. В традиционной школе, где я учился до «Школы Экспресс», уровень преподавания именно физики меня перестал устраивать. Я поступил в «Школу Экспресс». Здесь мне помогли наверстать отставание по физике, а также научили мыслить более абстрактно и понимать главное в физике. Здесь во мне укрепили само понимание физики как предмета и научного знания. Кроме того, здесь великолепный коллектив – и учащихся, и педагогов. Мне было психологически комфортно. У меня был свой учебный распорядок, индивидуальный образовательный маршрут, с упором на физику. Основное, что дала мне «Школа Экспресс» – веру в себя и умение работать самостоятельно.

— Есть ли, на Ваш взгляд, отличия между выпускниками традиционной школы и школы с дистанционным обучением, каковой является «Школа Экспресс»?

— Вспоминается картинка: сидят дети за партами, и у них над головами изображены разные фигуры: у кого-то звездочка, у кого-то пентаграмма. Над учениками стоит учитель с напильником и спиливает все эти фигурки под один образец. На мой взгляд, это иллюстрация того, что сейчас происходит в современной традиционной школе. Стригут под одну гребенку. И люди выходят из школы без резко очерченной индивидуальности. В свою очередь выпускники, прошедшие школу дистанционного обучения, отдававшие предпочтение самообразованию с педагогической поддержкой, более динамичны и индивидуальны. У нас шире кругозор. Такие школы, как наша, помогают вырабатывать, например, абстрактное мышление. В нашей школе был индивидуальный подход к каждому, самоорганизация и ответственность. И, пожалуй, такая школа – действительно, школа. Школа с большой буквы. А традиционная – отчасти инкубатор.

— Чему, на Ваш взгляд, нужно непременно учить в современной школе?

— Учить – быть собой. Во всех смыслах. Развивать себя, свою личность. Раскрывать потенциал ребенка.

— А какова роль учителя?

— Помогать, прежде всего, с подбором нужной учебной информации. Учитель должен быть экспертом в своей предметной области и опытным куратором учебного процесса.

— Школа должна помогать при выборе профессии и каким образом?

— Все-таки, если главная задача школы – научить ребенка понимать себя, будет решена, то будет решен и вопрос с профессиональным будущим ученика. Лучше о профессиональном самоопределении задумываться уже на ранней стадии.

— Вы окончили РГПУ им. А.И. Герцена, физфак. Какой сейчас в школе должна быть физика? И полезно ли возвращение в школьную программу астрономии?

— Какой смысл должна иметь физика в школе? Знаешь физику – знаешь мир. Надо учить так, чтобы человек был заинтересован физикой. Физика ведь позволяет любой урок сделать ярким, интересным для детей. Она должна быть максимально прикладной, экспериментальной. От явления – к формуле. От вопроса ребенка о физическом явлении – к краткой, ясной формуле, описывающей его. Что касается астрономии, я думаю, что уроки астрономии нужны в школе. Астрономия способна показать мир гармоничным, красивым. А это чрезвычайно важно, в том числе, с воспитательной точки зрения.

— Скажите, что Вы любите читать?

— Я люблю научную фантастику. Философию, психологию, теологию. Причем люблю читать как с гаджетов, так и бумажные, типографские книги.

— Что бы Вы пожелали нынешним выпускникам?

— Неустанного самопознания. Познаешь себя – познаешь мир. Познаешь себя – поймешь, чем заниматься в будущем в профессиональной сфере.

Журнал «Педагогика онлайн», № 4 – 2018

sbitneva anastasiaАнастасия Сбитнева,
выпускница «Школы Экспресс» 2018 года,
студентка Музыкального училища им. М.П. Мусоргского

— С каким чувством Вы вспоминаете школьные годы? Когда Вы учились, что Вам особенно нравилось в учебном процессе «Школы Экспресс»?

— Годы учебы в «Школе Экспресс» были для меня самым ярким, незабываемым и интересным периодом моей жизни. Я начала своё обучение в «Школе Экспресс» в шестом классе. Уже тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь с музыкой и полностью посвятить себя любимому ремеслу. Занятия в музыкальной школе, концерты, репетиции в утренние часы не оставляли времени на учёбу в традиционной школе. Успеваемость стала снижаться, я не успевала делать уроки, а освоить школьную программу и получить аттестат было необходимо. Многие мои друзья – музыканты уже учились в школах с дистанционным обучением. Изучив отзывы, мы с мамой записались на первую консультацию в новую школу. В назначенное время с волнением и любопытством мы пришли на приём к директору «Школы Экспресс» Владимирской Ольге Дмитриевне. Ольга Дмитриевна долго разговаривала с нами, интересовалась, какие задачи я ставлю перед собой в будущем, спрашивала про мои увлечения, объясняла терпеливо и подробно, как проходит процесс обучения в «Школе Экспресс», рассказывала о знаменитых выпускниках, которых оказалось немало. Уже на собеседовании я почувствовала, что приду сюда не просто получать оценки и знания, а обретать надёжных наставников и помощников в лице педагогов. Я прошла тестирование по основным предметам и была зачислена в шестой класс. Занятия в школе были индивидуальными. Я могла задавать учителям любые вопросы и получала знания, которые превышали школьную программу. Я училась с подлинной радостью.

— Как Вы относитесь к семейному образованию, дистанционному обучению? Что в этой форме Вы можете охарактеризовать как положительное, а что для Вас спорно?

— Дистанционное обучение для людей творческих профессий, спортсменов является во многих случаях единственной возможностью получать качественное образование, не переставая заниматься любимым делом. Дистанционное обучение позволяет усваивать школьную программу глубоко, основательно. Возникает ответственность перед самим собой за учебный процесс.

— Чем отличаются, на Ваш взгляд, выпускники традиционной школы от выпускников, получивших образование в семье с педагогической поддержкой в школе дистанционного обучения?

— Каждый человек стремится к успеху и начинает с детства сравнивать себя с другими людьми. В школьные годы многие подростки теряют уверенность в себе из-за того, что пытаются получать хорошие оценки по всем предметам, вместо того чтобы углубляться в те области знания, которые действительно им близки и интересны. В «Школе Экспресс» каждый ученик ощущает себя личностью, он знает, чего хочет от жизни и куда лежит его путь. В традиционной школе ребята не всегда могут сосредоточиться именно на том, что им по душе, в чём они могут в будущем добиться больших высот.

— Чему непременно нужно учить в современной школе?

— Школа во все времена продолжает быть отправной точкой во взрослую жизнь, и современная школа – не исключение. Мы учимся в школе не только писать и считать, а общаться с разными людьми, открываем новые горизонты знаний, познаём себя и ищем своё предназначение в жизни. Школа – это маленькая модель огромного социума, в которой педагоги, как мне кажется, должны передавать нам свой опыт не только в учебной сфере, а учить быть добрее и отзывчивее, раскрывать свои таланты и возможности. В «Школе Экспресс» я всегда чувствовала понимание со стороны учителей, они вселяли в меня уверенность, что у меня всё получится.

— Каких компетенций, навыков Вам не хватает сейчас, которые можно было приобрести ещё в школьную пору?

— Школьная пора – очень насыщенное событиями время. Невозможно всё успеть и всё понять. Я бы, например, очень хотела выучить ещё один иностранный язык, помимо английского.

— Должна ли школа помогать выпускнику с выбором будущей профессии? Как именно?

— Помощь школы в выборе будущей профессии должна заключаться, на мой взгляд, в том, чтобы заинтересовать в получении образования в целом, привить навыки ответственности и самостоятельности, раскрыть способности ученика, привить ему любовь к тому или иному учебному предмету. А уж выбрать, чем заниматься в жизни и куда поступать, ученик должен сам.

— Любите ли Вы читать? Что Вы читаете?

— Да, я люблю читать. Мне нравится держать в руках именно книги в твердых переплетах, а не их электронные копии. Перелистываешь последнюю страницу книгу и кажется, что прожила целую жизнь с её героями, а теперь пора вернуться в свою. Как любой девушке, мне нравится читать романы. Очень люблю Ф.М. Достоевского, его «Преступление и наказание».

— Что бы Вы хотели пожелать нынешним школьникам? На что им в особенности нужно делать упор в учебном процессе?

— Человек продолжает учиться всю жизнь, и чем больше мы тянемся к знаниям, тем богаче и насыщенней становится наша жизнь. Увлекайтесь, ищите себя, слушайте своё сердце и занимайтесь тем, что делает вас счастливыми!

Журнал «Педагогика онлайн», № 4 – 2018

 

daria up360Дарья Уполовникова,
выпускница 2014 года «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга

— Дарья, с каким чувством Вы вспоминаете школу?

— Так получилось, что я сменила четыре школы. «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга была последней в этом ряду. Мои эмоции по отношению к «Школе Экспресс» – самые светлые, значимые, памятные. Именно в нашей «Школе Экспресс» мне удалось в большей степени понять, кто я. Я вспоминаю «Школу Экспресс» исключительно с благодарностью.

— Что Вам особенно нравилось и что казалось спорным в школе?

— Когда я училась в обычных общеобразовательных школах, спорным мне казалось многое. А в «Школе Экспресс» мне всё нравилось, потому что совпадало с моими представлениями о школе и педагогах, педагогическом подходе. Здесь я почувствовала поддержку. При том что все было отнюдь не гладко. Я не была покладистой ученицей. Но я чувствовала, что меня здесь понимают. Не просто закрывают глаза на мои причуды (дескать, эту уже не исправить), а понимают по-настоящему, по-человечески.

— Как Вы относитесь к дистанционным формам обучения? Чему Вас научил этот формат образования?

— Главное – самодисциплине. При дистанционном обучении ты берешь ответственность за свое образование на себя. В традиционной школе мы сидим за партой и боимся. Зачастую мы что-то там выполняем, потому что боимся. А здесь, в «Школе Экспресс» с дистанционным обучением, мы учились из чувства ответственности перед самими собой. Здесь открывается исследовательский интерес.

— Есть ли отличия между выпускниками традиционной школы и школы с дистанционным обучением?

— Я вижу такие различия. Я, кстати, смогла ускоренно окончить школу, за год прошла два учебных года. Формат дистанционного обучения мне дал свободу выбора и свободу мышления, свободу от рамок освоения учебного материала. В традиционной школе мои друзья и знакомые, как мне кажется, в гонке от 1 класса до ЕГЭ не успевают по-настоящему задуматься о профессиональном будущем, почувствовать, чего они хотят от жизни.

— Какой бы Вы хотели видеть современную школу? Чему непременно нужно учить в современной школе?

— Тема образования меня очень волнует. В современной школе, на мой взгляд, нужно учить прежде всего практическим компетенциям, например, коммуникативным навыкам. Я не ставлю коммуникативные навыки на первое место. Но они чрезвычайно важны. И им нужно обязательно учить в современной школе. Коммуникативные навыки, на мой взгляд, занимают такое же важное место, как и знания по предметам. Ибо в конечном счете мы оказываемся в социуме и должны уверенно общаться.

— Как школа должна помогать в выборе будущей профессии?

— Ребенок привык подчиняться взрослым. Если они за него определяют его будущий путь – это трагедия. Все-таки при выборе профессии первую скрипку играют родители. Мне повезло: на меня в этом плане не было давления. Но я вижу своих ровесников, у которых по-другому. Которым родители внушили – главное высшее образование. А почему именно высшее?

— Но школа, учителя как-то все-таки могли бы помочь с профориентационным выбором?

— В этом плане очень важна регулирующая роль школы и педагога. Вообще регулирующая роль школы между системой и конкретным школьником. И просветительская.

— Какой компетенции Вам особенно не хватало первое время после школы, уже при трудовой деятельности?

— Умения принимать решение. Я уверена, что это не врожденная черта характера. Этому можно научить уже в стенах школы. В этом плане нужна поддержка начинаний ученика, доброе педагогическое слово. Важно поддерживать выбор ребенка в образовательном процессе. Это жизненно необходимо.

— Вы любите читать? И что Вы читаете?

— Я люблю читать. И рыдать над замечательными художественными произведениями. Сейчас среди молодежи наблюдается сильное увлечение научно-популярной литературой. Литературой, которая дает возможность познать мир и себя.

— Что бы Вы пожелали нынешним выпускникам?

— Не бояться пробовать, научиться принимать решения. Не бояться поддержки педагогов, школы. Школа плохому не научит.

Журнал «Педагогика Онлайн», № 4 - 2018

 

 

D Barabanov 360Даниил Барабанов,
выпускник «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга 2018 года,
студент театрального вуза

— С каким чувством Вы вспоминаете школьные годы? Когда Вы учились, что Вам особенно нравилось в учебном процессе «Школы Экспресс»?

— В нашей «Школе Экспресс» я чувствовал себя, как дома. Мне кажется, это самое главное ощущение, которое должен испытывать ученик в школе. Мне нравилось, что педагоги за время учёбы старались воспитать в нас самостоятельность и ответственность. Я благодарен нашим учителям за их удивительную доброжелательность. Я учился в нашей школе с удовольствием.

— Как Вы относитесь к семейному образованию, дистанционному обучению? Что в этой форме Вы можете охарактеризовать как положительное, а что для Вас спорно?

— Дистанционный формат даёт неограниченные возможности для обучения вне зависимости от того, где вы находитесь. Он позволяет получить качественное образование тем людям, которые в силу разных причин не могут посещать занятия в обычной школе. Трудным является то, что дистанционное образование требует колоссальной ответственности и самоорганизации от ученика. А это присуще не каждому.

— Чем отличаются, на Ваш взгляд, выпускники традиционной школы от выпускников, получивших образование в семье с педагогической поддержкой в школе дистанционного обучения?

— Безусловно, выпускники школ с дистанционным обучением отличаются большей ответственностью и умением самостоятельно справляться с различными задачами учебного процесса.

— Чему непременно нужно учить в современной школе?

— Я считаю, что в современной школе непременно стоит обучать самостоятельности. Целесообразно привлекать учеников к тем или иным внутренним делам школы, тем самым развивая в них лидерские качества и организационные способности.

— Каких компетенций, навыков Вам не хватает сейчас, которые можно было приобрести ещё в школьную пору?

— Мне представляется важным в старших классах формировать у школьников базовые знания о правах человека.

— Должна ли школа помогать выпускнику с выбором будущей профессии? Как именно?

— В наши дни многие подростки, окончив школу, не понимают, чем в дальнейшем они хотят заниматься, чему хотят посвятить себя. Зачастую школы закрывают глаза на такой аспект, как развитие индивидуальных способностей ученика. Не так было в нашей школе. На протяжении всего обучения в «Школе Экспресс» мне помогали развивать мои творческие способности, приглашая принимать участие в различных мероприятиях и конкурсах. Я считаю, что школы должны привлекать представителей различных вузов, чтобы они в свою очередь помогали ученикам с выбором профессии.

— Любите ли Вы читать? Что Вы читаете?

— Свою жизнь я не представляю без книг. Ведь когда ты отрываешь книгу и начинаешь читать, ты погружаешься в совершенно иной мир, созданный автором. В последний год учебы в школе я очень увлёкся творчеством Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова и по сей день изучаю различные произведения любимых авторов. К сожалению, многие современные школьники довольствуются лишь кратким содержанием того или иного произведения или просмотром экранизации книги.

— Что бы Вы хотели пожелать нынешним школьникам? На что им в особенности нужно делать упор в учебном процессе?

— Уверен, нынешним школьникам нужно стремиться знать больше, чем даёт школьная программа. Необходимо много читать, постоянно развиваться и расширять свой кругозор. Ведь тот, кто владеет информацией – управляет миром. 

Журнал «Педагогика онлайн», № 4 – 2018

 

zikrachАлексей ЗИКРАЧ,
выпускник 2018 года «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга,
курсант Бугурусланского летного училища гражданской авиации

— С каким чувством Вы вспоминаете школьные годы? Когда Вы учились, что Вам особенно нравилось в учебном процессе «Школы Экспресс»?

— С 1 по 9 класс я учился в математической школе города Сыктывкара. Затем я переехал в Санкт-Петербург. Поступил в один из колледжей, проучился там два года, но оставил учебу, ибо не видел смысла в таком образовании. Его, по сути, в том учебном учреждении толком не давали. Меня угнетало состояние потерянного времени. В итоге, через некоторое время я пошел служить в армию. Отслужив срочную воинскую службу, я решил поступить в «Школу Экспресс». Здесь я учился один год – последний, выпускной. Со мной педагоги школы сразу провели необходимые тесты. Я понял, что объем работы будет колоссальный. Это было время прежде всего подготовки к ЕГЭ – для моего дальнейшего поступления в летное училище. У меня была мечта – летать, управлять самолетом. И моя мечта сбылась – после «Школы Экспресс» я поступил в прославленное Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Я вспоминаю «Школу Экспресс» с благодарностью. В этой школе мне предоставили возможность самым качественным образом восполнить свои пробелы в знаниях, в школьной программе. Я почувствовал уверенность в своих силах. Мне нравился индивидуальный подход при обучении в «Школе Экспресс», чуткое, внимательное, уважительное отношение к каждому ученику. Мне по сердцу было образование в режиме чрезвычайно продуктивного диалога учителя с учеником. Уверен, именно поэтому выпускники нашей школы сдают ЕГЭ с высокими результатами.

— Как Вы относитесь к семейному образованию, дистанционному обучению? Что в этой форме Вы можете охарактеризовать как положительное, а что для Вас спорно?

— Я считаю, что метод дистанционного образования должен в обязательном порядке применяться в современном образовании, в современном высокотехнологичном мире. Сейчас много семей, которые по разным обстоятельствам достаточно часто меняют свое местожительство, многие современные российские специалисты работают в различных уголках мира, они не могут быть привязаны к одной точке. Их детям крайне необходимо дистанционное обучение. Таких ребят становится все больше и больше. Дистанционное обучение – существенная альтернатива традиционной школе. Многие люди именно так учатся и добиваются весомых успехов. При этом скажу, что немаловажно, как построен учебный процесс при дистанционным обучении. В нашей «Школе Экспресс» он по-настоящему отлажен. Безусловно, дистанционное обучение идет навстречу потребностям современного человека.

— Чем отличаются, на Ваш взгляд, выпускники традиционной школы от выпускников, получивших образование в семье с педагогической поддержкой в школе дистанционного обучения?

— Как правило, ученик, обучающийся в школе с дистанционным обучением, знает, чего он хочет, куда будет поступать, кем хочет быть и усиленно готовится именно к этому. Уделяя особое внимание конкретным предметам, конечно же, с учетом овладения базовым объемом федеральных образовательных стандартов.

— Чему непременно нужно учить в современной школе?

— В современной школе в первую очередь нужно учить тому, что актуально теперь в обществе, экономике. Акцент необходимо делать на тех отраслях знания, которые станут особенно востребованными в ближайшем будущем. Безусловно, в школьном учебном процессе достойное место должна занимать образовательная классика, фундаментальные знания, но учащимся необходимо прививать и актуальные практические навыки. Учить надо тому, что будет полезно и насущно в реальной современной жизни.

— Каких компетенций, навыков Вам не хватает сейчас, которые можно было приобрести ещё в школьную пору?

— Я приверженец самообразования, чему, кстати, и учит в первую голову «Школа Экспресс». Мне лично навыков и компетенций хватает на данном этапе.

— Должна ли школа помогать выпускнику с выбором будущей профессии? Как именно?

— Безусловно, должна. Но в первую очередь заботу об этом, о будущем ребенка, должна проявлять семья. Семье, вместе со школой, необходимо раскрывать таланты ребенка и неуклонно развивать их с раннего детства. Важно, чтобы у человека впоследствии была любимая работа. Школа должна помогать родителям корректировать профориентационный выбор – в том числе с психологической точки зрения, при помощи соответствующих профессиональных методик.

— Любители Вы читать? Что Вы читаете? Что читают Ваши сверстники?

— Мои ровесники читают различные книги, главным образом – современных авторов. Я же, помимо профессиональной литературы, связанной с моей летной специальностью, предпочитаю классику – как русскую, так и зарубежную. Я люблю Д. Лондона, Г. Маркеса, Дж. Фицджеральда, Р. Брэдбери. Одно их моих любимых произведений – «Маленький принц» А. Экзюпери. Мне близко и то, что автор был авиатором.

— Что бы Вы хотели пожелать нынешним школьникам? На что им в особенности нужно делать упор в учебном процессе?

— Хотел бы пожелать терпения и вдумчивости при обучении. Главная задача – выбрать цель, определиться с будущей профессией и начать готовиться к ней еще в школе. У юного человека должна быть мечта. И нужно идти за мечтой. Надо понять себя, понять, что ты хочешь. Добиваться осуществления своей заветной мечты никогда не поздно. Но чем раньше начнешь к ней приближаться, тем реалистичнее будет ее воплощение. Замечательно, если человек еще в школе определился со своей профессией-мечтой!

Журнал «Педагогика Онлайн», № 4 - 2018