Зачем нужно описание опыта?

Описание способствует более глубокому пониманию того, что учитель (человек) делает. Оно способно показать, почему учитель выбирает тот или иной вид деятельности как приоритетный, дает возможность осознания этого выбора. Написанный на бумаге текст дает возможность увидеть новые возможности, иногда эти возможности подсознательно оказываются уже написанными. Описание опыта, в этом случае, выступает как выступает и как инструмент самооценки (оценки) и как результат достижений педагогического субъекта.

Кроме того, созданное описание можно считать основой для дальнейшего представления педагогического опыта в любых формах: портфолио, презентация, заявка на грант и пр.

Если деятельность уже описана, можно начинать вести поиск возможностей изменения тех направлений деятельности, которые в этом нуждаются.

«Внимательное изучение деятельности способствует пониманию области поиска новых возможностей» (Э. Де Боне). Область поиска новых возможностей представляет собой пространство, где можно проявлять инициативу, внося изменения.

Поиск новых возможностей (ПНВ)

В процессе ПНВ человек сам проявляет инициативу, а не является пассивным исполнителем директив сверху.

Работа над поиском новых решений связана с новыми достижениями, возможностью развивать свои способности, получить признание коллег, учащихся, педагогического сообщества, а не работа, от которой хочется скорее отделаться.

Существует 2 полярных позиции в работе:

1) «Не приставайте ко мне со своими идеями, я и так работаю хорошо».

2) «Прошу выдвигать свои идеи и делиться со мной видением новых перспектив.

Между этими позициями располагается многообразие всевозможных «промежуточных» отношений к работе.

Успешный учитель может иметь любую позицию, но без развития и мобильности в отношении к изменениям в системе образования, учитель с первой позицией долго не удержится. Если поиск новых возможностей восприниматься творчество, как возможность показать свою проницательность, способность понимать проблемы, то и результаты будут устойчивыми и долгосрочными. Выполняя директивы, учитель проявляет только свою компетентность и, на каком-то этапе, может иметь хорошие результаты.

Когда поиск новых возможностей дает позитивные результаты:

1. Администрация школы сосредоточена на ПНВ.

2. Постоянный ПНВ дает заинтересованность в работе, позволяет проявлять инициативу.

3. Создаются каналы общей коммуникации, есть согласие среди членов коллектива.

4. Удается в работу вовлечь всех участников образовательного процесса.

5. Есть инициатива со стороны самого учителя.

 

Разработка программы по самообразованию учащихся вечерней школы «Учись учиться»

1. Чему нужно учить, чтобы ученику было легче учиться самостоятельно?

- общие навыки работы с книгой (монографией, статьей, учебным пособием);

- навыки самооценки, самоконтроля (как задавать вопросы самому себе, учителю и библиотекарю);

- навыки рациональной работы над домашним заданием;

- навыки поиска информации (библиотека, интернет и т.д.);

- навыки рациональной организации своей работы.

2. Какая есть литература по самообразованию учащихся?

3. Проблемы:

- мотивация;

- выбор тем, предметов для самостоятельного изучения;

- возможность обращения с вопросом к учителю (роль тьютора, консультанта).

4. Использование имеющегося опыта в разных школах:

- специальные методики (общие и по предметам);

- рабочие тетради;

- организация проектов, КСО как варианты самостоятельной деятельности;

- организация курсов с элементами дистанционного обучения;

- использование компьютерной техники (электронные учебники, энциклопедии, тесты и т. п.).

 

В НОУ «Экспресс» накоплен большой опыт организации индивидуальной подготовки учащихся. По всем учебным предметам созданы пособия для самостоятельной подготовки. Работа эта не закончена. Пособия постоянно меняются, так как меняются условия подготовки и контингент учащихся. Для тех, кто захочет познакомится с этой работой, мы предлагаем различные формы консультирования и семинаров по вопросам:

  • индивидуальной подготовки учащихся;
  • организации педпрофильной подготовки;
  • организации учебной проектной деятельности;
  • создания программ развития ОУ;
  • постановки делопроизводства;
  • организации бухучета;
  • организации элективных курсов по самопознанию и самообразованию.

НОУ «Экспресс» проводит консультирование по предлагаемым вопросам:
1. Оценка деятельности школы: рейтинги, анкеты, опросники. Оказываем помощь в интерпретации результатов.
2. Повышение квалификации учителей по заявленным вопросам очно и дистанционно.
3. Помогаем в создании программ развития школы.
4. Консультируем очно и в дистанционном режиме. Для дистанционной консультации необходимо иметь электронную почту, на адрес которой будут поступать учебные материалы и задания. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.