obrazovanie 2103-04 марта 2021 года прошел ежегодный круглый стол «Российское образование сегодня», организованный Институтом социологии ФНИСЦ РАН, Российским обществом социологов и посвященный теме «Новые вызовы. Преодоление». В обсуждении затрагивались вопросы, вызванные огромными переменами в сфере образования из-за пандемии – это переход на дистанционное обучение, возросшая роль цифрового контента и т.д. В работе круглого стола приняли участие более 50 специалистов из разных регионов России. Было заявлено 35 докладов.

Среди разнообразных вопросов были проанализированы новые риски и новые возможности школьного экстерната в условиях пандемии (доклад Т. Ю. Шманкевич, к. соц. н., ассоциированный научный сотрудник СИ ФНИСЦ РАН). Особый акцент был сделан на накопленном экстернат-школами опыте дистанционного образования, оказавшимся чрезвычайно востребованным в ситуации пандемии, когда вынужденный переход образования в формат онлайн с особой остротой поставил вопрос о качестве дистанционного обучения.

Как известно, спрос диктует не только предложение, но и моду. В нашем случае грустную моду на онлайн-школы, растущие, как грибы, и завлекающие потребителей «приятными» ценами, такими же невысокими, что и качество предлагаемых услуг. В этой ситуации бывшие экстернат-школы, развивающие дистанционное обучение, проигрывают в ценовом диапазоне, рискуя затеряться в море растущих предложений. С другой стороны, они получают отличную возможность продемонстрировать преимущества собственного опыта диджитализации образования, накопленного в течение многих лет, и, что более существенно, оказываются перед необходимостью совершить новый качественный прорыв.

В качестве примера был рассмотрен случай петербургской частной «Школы Экспресс», в 2012 г. получившей лицензию общеобразовательной школы, убравшей экстернат из своей вывески, но не из поля своей деятельности. К началу пандемии «Школа Экспресс» уже обладала собственным информационно-образовательным ресурсом – организованной на платформе MOODLE «Школой дистанционного обучения». Электронно-коммуникативный комплекс прежде всего представлен предметными кабинетами в полном соответствии с Основной образовательной программой школы и ФГОС по всем ступеням обучения (средней, основной и начальной), а также включает кабинеты методической поддержки, адресованные педагогам и родителям, отвечающим за семейное обучение своих детей, поскольку обучение родителей – одно из важнейших направлений «Школы Экспресс». В этой же копилке ресурсов видео- и медиатеки, элективные курсы, электронная библиотека и многое другое.

Электронный ресурс недостаточно создать, им нужно научиться пользоваться, вернее, помочь научиться пользоваться. С этой целью еще в 2015-2016 учебном году был разработан курс «Учись учиться в Школе Дистанционного Образования». Здесь учащиеся последовательно изучают как саму платформу, так и основные виды учебных материалов, практикуются в работе с ними. Особой популярностью пользуются раздел видеосоветов от более опытных старших учеников и образовательный форум, где новички обсуждают проблемы нового для них формата обучения. Неожиданностью стало, что курс, созданный для учеников, пришедших в школу из других общеобразовательных учреждений, где подобные навыки были не востребованы, стал активно использоваться поступившими на работу в «Школу Экспресс» новыми учителями. Это открытие послужило стимулом для разработки специального электронного курса «Учись учить», работа над которым приближается к своей завершающей стадии.

Среди многообразных задач, стоящих перед школой в последнее десятилетие, самой сложной оказалась задача ломки психологических барьеров между учителями и новыми цифровыми технологиями, без чего невозможно было обучить работе на платформе весь педагогический коллектив, в большинстве состоящий из учителей с солидным педагогическим стажем. С решением этой задачи особенностью стиля «Школы Экспресс» стало сочетание онлайн-обучения с живым общением педагогов и учащихся.

Исследователи отмечают, что если до пандемии онлайн был преимущественно сферой досуга, то коронавирус заставил перенести в онлайн и профессию. «Школа Экспресс» продемонстрировала возможность другой последовательности: именно пандемия стимулировала вывести в онлайн-формат разнообразные формы внеурочного досугового общения.

Но главное, что было сделано, и здесь можно говорить о настоящем новом прорыве – на отдельной электронной платформе в кратчайший срок были созданы собственные комнаты для каждого учителя, где он может проводить индивидуальные и групповые занятия, приглашать учащихся и их родителей для общения, решать многие другие образовательные задачи. В результате учитель стал ближе и доступней, чем это было до пандемии.

Если вернуться к общей ситуации в российском образовании, пандемия обернулась неприятным испытанием для большинства школьных учителей и учащихся, которые в сжатые сроки должны были перестроиться на непривычный для них онлайн-формат обучения, плюс проблемы материальных ресурсов, плюс многочисленные психологические проблемы. В этом же море проблем оказались и бывшие экстернат-школы. К одним проблемам они оказались значительно лучше подготовлены. Другие, напротив, воспринимаются ими даже более сенситивно. Среди экстернов, как правило, много интровертов, трудных подростков, детей с психологическими травмами. Сложнейшей задачей педагогов экстернат-школ всегда было найти подход к такому ученику, разговорить его, мотивировать покинуть свою скорлупу. Полгода изоляции низводят такую работу к нулю, заставляя искать новые каналы налаживания контакта.

И все же вывод в докладе прозвучал оптимистично: для учебных учреждений, оставшихся верными бэкграунду экстернат-школ, ситуация пандемии послужила индикатором правильности выбранного направления диджитализации образования, а появление новых рисков служит стимулом для дальнейшего качественного роста.

 

 

5 glavnoe sistemaТем, кто планирует для себя смену школы, хочется посоветовать, прежде всего, определить главную причину, по которой вы хотите привычную ситуацию в родной школе сменить на новую. Переход не для всех проходит просто и безболезненно. Ответив на вопрос о причинах, следующее, о чём стоит задуматься, – это то, что, выбирая для себя «Школу Экспресс», вы резко поменяете алгоритм своего обучения (как попробовать, подходит ли вам такой вариант, читайте здесь).

Основная идея, которую мы продвигаем больше двадцати лет, – идея самообразования. Мы стремимся к тому, чтобы ученик мог преодолевать собственные образовательные трудности самостоятельно, не прибегая постоянно к помощи репетиторов. Для такой работы идеально подходит платформа Moodle, которая дает возможность разместить в ней материалы к изучению и задания на весь учебный период. Именно на ней и базируется наша Школа дистанционного обучения.

Функционал платформы освобождает электронную почту учителя от перегрузок – выполненные задания можно отправлять непосредственно внутри системы, и там же получать комментарии от учителя. Все ответы ученика аккумулируются в его рабочем кабинете. Созданы чаты для общения школьников между собой и с учителями. Словом, применение Moodle дает массу преимуществ для организации полноценной учебной деятельности, но главное – предоставляет возможность создать СИСТЕМУ. Прекратить хаос пересылки писем по электронной почте в упорядоченную работу с КАЖДЫМ учеником, сохранять портфолио его учебных достижений и видеть прогресс. И в этом заключается главное достоинство Moodle для дистанционной формы обучения: мы ведём ИНДИВИДУАЛЬНУЮ работу с учащимися.

В дополнение к Moodle мы используем вебинарную платформу BigBlueButton (BBB) для проведения групповых занятий: по английскому языку или – в тех случаях, когда это требуется – по другим предметам. Также BBB хороша для проведения лекций и внеурочных мероприятий.

Резюмируем главное. «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга помогает своим обучающимся:
- осваивать образовательные дисциплины технологично;
- выстраивать свои знания по разным предметам в целостную систему;
- учиться создать свои собственные приёмы освоения знаний;
- учиться решать проблемы с рациональным использованием времени и выбора целей;
- извлекать пользу из уже имеющегося опыта, полученного другими учащимися.

Ольга Дмитриевна Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

ПОПРОБОВАТЬ ШДО

 

 

3 so otvetstvennostСейчас к нам в школу обращаются родители, которые в условиях неопределённости и организационных сложностях работы государственных школ пытаются найти своему ребёнку более благоприятные условия обучения.

Я уже писала, что в нашей школе действует отлаженная система дистанционного обучения, но никогда не упоминала, что дистанционная система проще, что требует для освоения программы меньше времени. Но некоторым родителям почему-то кажется, что удалённая учёба легче, и кое-кто сразу начинает «заказывать» повышение отметок по разным предметам. Причём, некоторые удивляются: почему это, скорее всего, не получится.

Хочется внести ясность в этот вопрос. Да, система дистанционного обучения подходит многим детям. Она действительно позволяет некоторым ученикам быстрее справляться с учебным планом. НО! Это доступно тем, кто сознательно подходит к своей учёбе, кто работает планомерно и регулярно, кто понимает, что для учёбы нужно выделять время, а не стараться, пройти кое-как тест «на коленке». Удобно дистанционное обучение тем, кому надо сочетать получение основного и дополнительного образования: тем, кто рисует, а рисовать надо в светлое время дня; тем, кто тренируется утром, но находит силы во второй половине дня выполнить необходимый на сегодня объём заданий. Словом, чем выше осознание ребенком(!) необходимости получения образования, чем чётче его способность организовать свою жизнь, тем меньше времени он будет тратить на работу в школе дистанционного обучения. Ученик себе и учитель, и организатор, и исполнитель заданий. Недаром самообразование – это способность учить себя. Это подтверждают в своих отзывах и наши ученики, выпускники и их родители.

Себя учит самостоятельный, мотивированный взрослеющий человек.

Психологи давно заметили, что развитие происходит быстрее всего в реальных – которые есть здесь и сейчас – условиях. Создание искусственных условий приводят к регрессу, а не к развитию. Только тот ученик добьётся успеха, который начнет учиться брать на себя ответственность за собственную учёбу (и жизнь – чем дальше, тем больше) со всеми её сегодняшними сложностями, ограничениями и проблемами.

Ольга Дмитриевна Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

 

 

4 samost resheniyaДля учеников, которые обращаются в нашу школу, найдя о ней информацию самостоятельно, и для кого выбор семейной формы обучения или самообразования является собственным решением, мы можем прогнозировать большую вероятность успешной учёбы. Помимо этого, такие ученики, как правило, смогут углубить и развить свои интересы, укрепить свой характер и почувствовать, как жизнь приобретает яркую эмоциональную окраску.

Но нередки случаи, когда на выбор перехода на самообразование оказали влияние другие люди: родители, преподаватели, руководители, тренеры, и «ребёнок» привычно покорился. В таком случае советуем ученикам сразу постараться в этом новом самостоятельном режиме жизни найти что-то привлекательное для себя. Важно с первых дней занятий рационально подходить к организации своего образования, и на определенном этапе вы сможете перейти в категорию тех, кто сделал выбор самостоятельно.

Рассматривайте ваше стремление учиться как форму самосовершенствования и проектирования своего будущего.

Процесс самостоятельной учёбы порождает у человека заинтересованность в своей дальнейшей судьбе, побуждает задуматься о том, как это будущее будет обеспечено. Навык управления своим образованием переходит в умение управлять профессиональным развитием и организовывать остальные сферы своей жизни.

К учебной работе можно относиться с интересом или формально, можно сознательно обходить те области, которые трудны в освоении, а можно, наоборот, именно им уделять больше времени и сил. Словом, как относиться к учёбе, вы решаете для себя сами, но от выбранного вами решения будет зависеть конечный результат. Если, проанализировав мотивы обращения к самообразованию, вы понимаете, что ваши позиции не очень крепки, не отчаивайтесь: начинайте работать над своими задачами, и все будет меняться. Нужно постараться как можно больше узнать о себе, своих возможностях, своем желании развиваться и готовности прикладывать усилия. В этом вам помогут учителя и сотрудники школы.

Ольга Дмитриевна Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

 

notebook student 600x450В условиях, когда учащиеся жалуются на сложности организовать себя в условиях дистанционного обучения, в нашей школе идет постоянное совершенствование уже налаженного процесса. Аттестации учеников проходят в штатном режиме, каждый ученик «оставляет след своих занятий» в Школе дистанционного обучения (ШДО). Развивающаяся Автоматическая информационная система тьюторства (АИСТ) позволяет родителям наблюдать за продвижением ребенка в образовательной программе.

Наша сегодняшняя задача – задача педагогического коллектива – научить учащихся адекватно оценить себя, брать на себя ответственность за возможные ошибки, критически, но конструктивно оценивать неудачи и снова ставить цели. Умение учиться самостоятельно, не ждать постоянно, что появится репетитор, учиться разбираться в новом материале самому – вот что мы ждем от учащихся, которые пришли в нашу школу в это сложное время и не могут очно увидеться с учителем. Здесь к нашим услугам платформа BigBlueButton, которая помогает в общении и, что очень важно, сохранит портфолио ученика по изучаемым вопросам.

В условиях самостоятельной работы школьник становится для себя и учеником, и учителем. УчитьСЯ – значит уметь учить себя. В этом случае отношения "учитель-ученик" становятся ещё и внутренним процессом: учащийся делает первые шаги к самостоятельному управлению собственной жизнью, а опытные педагоги и тьюторы ему в этом помогают.

Директор ЧОУ "Школа Экспресс" Санкт-Петербурга
О. Д. Владимирская

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы