В последние дни декабря 2018 г. вышла в свет книга О. Д. Владимирской "Самообразование учащихся: тьюторское сопровождение". В пособии анализируются задачи, мотивы и стимулы самообразования учащихся. Определяются рациональные способы их самостоятельной учебной деятельности. Систематизированы различные алгоритмы самостоятельной работы школьников.
Важный раздел составляет программа метапредметного элективного курса "Основы самообразования". Такая методическая система формирования у обучающихся культуры самообразования необходима для современного и учителя, и тьютора. На страницах книги даются подробные рекомендации педагогам-тьюторам по педагогическому сопровождению школьников, вставших на путь самообразования.
Издание адресовано школьным педагогам, тьюторам, руководителям образовательных учреждений. Оно может быть полезно и старшеклассникам, получающим образование самостоятельно.
Т. Ю. Шманкевич (Санкт-Петербург)
Статья из из книги "Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса Санкт-Петербург",
3–5 апреля 2017 г., издательство Норма, УДК 316.334.54 ББК 60.54, С69. стр. 169-183.
В честь Дня учителя в группах нашей школы в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и «Instagram» мы опубликовали выдержки из книги О.Д. Владимирской «Азбука экстерната», которая вышла в конце 2016 года к 20-летию «Школы Экспресс». Это необычная книга. Её страницы представляют собой кусочки – пазлы, из которых вы сможете собрать целостную картинку. Это в своём роде книга-летопись, но написана она не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем.
ШМАНКЕВИЧ Татьяна Юрьевна – кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия (
Аннотация. В статье рассмотрена эволюция школьного экстерната в России как отражение истории гражданского образования, диалога гражданина с государством. Описывается, как экстернат из компенсаторной практики для непривилегированных слоев населения превращается в альтернативную образовательную стратегию, основанную на самообразовании, развитии критичности мышления и росте гражданской активности. Анализируется трансформация школьного экстерната в советский период в рамках образования взрослых. Отдельно рассматривается феномен “детского” школьного экстерната. Особое внимание уделяется его эволюции в постсоветские годы.
Ключевые слова: гражданское образование • школьный экстернат • экстерны • социальный заказ на экстернат